Коммуна на пустыре

Название этой местности происходит от Троицкой церкви села Александровского (пр. Обуховской Обороны, 235), более известной как «Кулич и Пасха». Село располагалось вдоль бывшего Шлиссельбургского тракта (ныне – пр. Обуховской Обороны).

Коммуна на пустыре | Сегодня «социалистический город» уже не похож на мечту. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сегодня «социалистический город» уже не похож на мечту. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В свою очередь село Александровское – часть имения Александровского, земли которого простирались от левого берега Невы до Кузьминой слободы (ныне – часть города Пушкина) и от села Фарфорового завода до Мурзинки.

Последний владелец имения Алексей Васильевич Каменский в конце XIX века размежевал свои владения с землями крестьянской общины села Александровского. Она получила территорию по левую сторону Троицкой улицы (с 1952 года – улица Грибакиных) почти по всей ее длине.

Каждый хозяин на своем участке строил дом, выходящий главным фасадом на Троицкую улицу. За домом в глубине участка находились хозяйственные постройки, за ними, как правило, – садик, огород и полоса земли, засевавшаяся какой-либо зерновой культурой (овсом, рожью и тому подобным). Эти-то полосы земли, засеянные зерновыми, и назывались Троицким полем.

Сейчас это территория, где находятся Рабфаковская улица и три Рабфаковских переулка. Современный кирпичный пятиэтажный дом по адресу: 2-й Рабфаковский пер., 2, стоит на полосе земли, принадлежавшей моему деду Ивану Яковлевичу Кручинину, сыну крестьянина села Александровского, работавшему токарем на Обуховском заводе.

Часть Троицкого поля еще с конца XVIII века была отведена под приходское кладбище Троицкой церкви. В середине XIX века перед входом на кладбище появилась часовня со сторожкой, а в 1911 году ее по проекту гражданского инженера С. И. Андреева перестроили в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кладбище стали называть Успенским.

В 1929 году завод «Большевик» начал на Троицком поле строительство жилого городка на десять тысяч жителей. В тогдашней заводской газете описанию проекта была отведена целая страница с подзаголовком: «На пустыре растет социалистический город. Дом-коммуна сменит затхлый мир мещанского быта».

Предполагалось, что городок будет состоять из 48 домов, а со всех сторон его будет окружать парк-сквер шириной 100 – 150 метров. Городок планировали устроить по принципу коммуны. В жилых домах – коммунальные квартиры, рядом – сооружения общественного назначения: дом культуры со столовой, универмаг, больничный городок, детские учреждения.

Проект в описанном виде осуществить не удалось. До Великой Отечественной войны на Троицком поле построили три жилищных комплекса из отдельных домов. Первым вблизи Успенского кладбища возвели комплекс в виде каре из трех-четырехэтажных домов, получивший название 1-й городок (современные адреса: 1-й Рабфаковский пер., 5, 7, 9, корп. 1, и 9, корп. 2). Будущие новоселы вкладывали в это строительство собственные деньги и непосредственно участвовали в строительстве.

Среди пайщиков-строителей были и мои родственники. Они стали владельцами отдельной квартиры в 1-м городке. Во время войны они эвакуировались, а вернувшись, оказались уже в коммунальной квартире, поскольку множество деревянных домов в округе во время войны разобрали на дрова, а оставшихся в блокадном городе жителей переселили в пустовавшее жилье эвакуированных.

Второй комплекс зданий на Троицком поле построили также в виде четырехугольника, но неправильного. Дома в этом комплексе были менее выразительны, чем в 1-м городке (современный адрес: ул. Бабушкина, 133 – 135).

Третий комплекс (современный адрес: Рабфаковская ул., 3, корп. 1, корп. 2, и корп. 3; 1-й Рабфаковский пер., 11) состоит из пяти домов.

В стороне от этих трех комплексов построили еще два дома, стоявших на одной линии (современные адреса: 2-й Рабфаковский пер., 1, корп. 1, и 5, корп. 1). Местные жители в просторечии обозначали их «дома на полях».

Все перечисленные здания существуют и сегодня. Их внешний вид всегда отличался скромностью. В 1950-е – 1960-е годы очень хорошо содержались здешние дворы. Зеленые, с утра до вечера заполненные детьми, они радовали глаз. С конца 1960-х годов местные жители стали разъезжаться с Троицкого поля по новым адресам. Дворы постепенно опустели и потеряли ухоженный вид, дома обветшали. В настоящее время некоторые постройки расселили и капитально ремонтируют. Однако большое количество зданий все еще пребывает в печальном состоянии...

По типовому проекту, созданному в мастерской архитектора Н. А. Троцкого, в 1930-е годы для жителей Троицкого поля построили школу # 332. При ней был стадион. В 1970-х годах школу перевели в новое здание на Товарищеском проспекте, а ее прежнее здание некоторое время частично использовал завод «Звезда» под отдел кадров. Постепенно оно пришло в полную негодность и было снесено. Сейчас всю территорию, на которой располагались эта школа и стадион, занимает огромный жилой дом (1-й Рабфаковский пер., 3), построенный около 2010 года.

Печальна была судьба Успенской церкви: в 1940 году ее закрыли, а позже уничтожили. Деревья на кладбище вырубили во время блокады, и оно приняло совершенно заброшенный вид, превратилось в пустырь с редкими покосившимися могильными плитами. А ведь на этом погосте был погребен прах некоторых широко известных людей – барона Константина Антоновича Шлиппенбаха, генерал-майора Василия Ивановича Колчака (отца адмирала Александра Колчака) и других.

В конце 1950-х годов на земле заброшенного Успенского кладбища, не перенося с него захоронений, начали строительство. Здесь возвели «пятиэтажки-хрущевки». В 2011 году силами группы инициативных людей на месте бывшего некрополя был поставлен и освящен поклонный крест.

 


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 066 (5683) от 15.04.2016.


Комментарии