Колоннада у завода. Проект станции метро «Кировский завод» перерабатывали многократно

На иллюстрации из книги Ольги Гринцевич «Проспект Стачек», изданной в 1954 году, — проектное изображение наземного павильона станции метро «Кировский завод». Реализованный в жизни вариант оказался куда более простым — без скульптуры воина в нише между колоннами и без украшений в верхней части.

Колоннада у завода. Проект станции метро «Кировский завод» перерабатывали многократно | Проектный эскиз станции метро «Кировский завод» с ротондой, начало 1950‑х гг. Из фондов ЦГАЛИ СПб./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Проектный эскиз станции метро «Кировский завод» с ротондой, начало 1950‑х гг. Из фондов ЦГАЛИ СПб./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Как известно, внешний облик станций первой линии ленинградского метро стал результатом нескольких архитектурных конкурсов, проведенных в конце 1940‑х годов. Больше всего вопросов на них вызывал проект «Кировского завода»: ни один из них не был признан удачным.

В 1950 году проектирование наземного павильона этой станции передали одному из самых талантливых архитекторов «Ленметропроекта» — Александру Андрееву, который был автором ее подземного вестибюля. Кстати, такое «совмещение» архитектурных решений сделало эту станцию по‑своему уникальной для нашего города.

4 мая 1951 года городской архитектурный совет рассмотрел проекты оформления станций первой очереди (кроме «Владимирской», ее тогда еще не было в планах). Были одобрены все, а облик «Кировской» (именно под таким названием она фигурировала на этом смотре) опять‑таки вызвал горячие споры. Дело в том, что Андреев спроектировал здание в виде прямоугольного павильона с круглой ротондой и куполом. За что на совете и был раскритикован экспертами.

Кировский завод.jpg
Павильон станции «Кировский завод» выполнен в той же стилистике, что и античный Парфенон./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Архитектор Армен Барутчев недоумевал: почему купол смещен и расположен не по центру сооружения, а ближе к проспекту Стачек? На важность проработки боковых фасадов указал районный архитектор Валентин Каменский: «Всем известно, что Чугунная улица (нынешняя улица Васи Алексеева. — Прим. ред.) превращается в важную магистраль, связывающую несколько районов (ее планировали соединить с Благодатной улицей, улицей Салова и вывести в Невский район. — Прим. ред.), а здесь мы имеем такой реверанс в сторону проспекта Стачек и безразличие к новой магистрали. Надо сделать оба фасада выразительными».

Точку зрения Каменского поддержал и его коллега Виктор Твелькмейер, который привел для примера павильоны Аничкова дворца — они в одинаковой степени обращены и на Невский проспект, и на площадь Островского. А зодчие Виктор Белов и Сергей Васильковский выразили сомнение по поводу оформления подземного зала, в торце которого предполагалось поставить не бюст, а большой памятник Кирову. Мол, непонятно, кому же посвящена станция: Кирову или Кировскому заводу и его революционным традициям?

Автор попытался объяснить: «Нижний зал мне хотелось сделать мемориальным, посвященным Сергею Мироновичу и революционному прошлому завода, а верхний — современности, достижениям науки и техники».

Мнения участников подытожил председатель совета Александр Наумов, заявив, что эта станция выпадает из общего архитектурного ансамбля всех остальных, «она является диссонансом в отличие от очень простых, лаконичных станций, облик которых присущ Ленинграду — Петербургу. И неправильна многослойность тематики. Все же нужно станцию целиком посвятить значению Кировского завода как центра индустрии, а Кирова не размещать»…

В результате проект павильона был доработан, и в 1952 году началось строительство надземной «коробки». Но тут возникли новые трудности. Консультанты из московского «Метростроя», оценив проект, вынесли вердикт: размер эскалаторного зала настолько мал, что приведет к постоянному скоплению людей, а ротонда в центре своими колоннами еще больше скрадывает пространство. Проект был вновь переработан и принял практически современный вид — по сути, здание стало более объемным, дабы удовлетворять требованиям эксплуатационников.

В начале января 1954 года под председательством Валентина Каменского, в ту пору уже главного архитектора города, городской архитектурный совет на своем заседании обсудил ход строительства станций первой очереди. Докладывал главный архитектор института «Ленметропроект» Александр Соколов. И опять больше всего вопросов были связаны с «Кировским заводом».

Купол с ротондой по эксплуатационным соображениям было решено убрать, что удивило некоторых членов совета. Скульптура на фасаде исчезла по «условиям затесненности» и «сметным соображениям». В нише наземного павильона предполагалось установить барельеф, посвященный выступлению Ленина на Путиловском заводе, а в подземном зале «по соображениям немасштабности полноразмерной фигуры с размером станции» заменить статую Кирова на его бюст.

Почти в таком виде станция и была готова к ноябрю 1955 года. Не появились только барельеф с изображением Ленина и бюст Кирова (работы скульптора Николая Дыдыкина) в торце подземного зала. Его место заняло скульптурное изображение вождя мирового пролетариата.

Читайте также:

Обелиски в Автове. Почему в Ленинграде снесли памятник победителям?

Главный проект господина М. Огюст Монферран называл себя «старым каменщиком Исаакия»


#Кировский завод #эскизный проект #история #станция метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (8040) от 21.11.2025 под заголовком «Споры вокруг «Кировской»».


Комментарии