«Когда музик, не надо чай»

В 70-х годах XIX века в этом доме кипела музыкальная жизнь. Лучшие музыканты и певцы стремились попасть на вечера к M-me Abaza. Немка по происхождению, в девичестве Юлия Штубе, она приехала в Россию в 1852 году. Затем с 1858 года служила в качестве придворной певицы и фрейлины при дворе великой княгини Елены Павловны.

«Когда музик, не надо чай» | В советское время дом на Фонтанке, 23, был надстроен двумя этажами и в таком виде дошел до нашего времени.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В советское время дом на Фонтанке, 23, был надстроен двумя этажами и в таком виде дошел до нашего времени.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На ее музыкальных «четвергах», проводившихся в Михайловском дворце, Юлия Штубе познакомилась с Антоном Рубинштейном. Спустя годы именно по его настоянию Юлии Федоровне было присвоено звание почетного члена Консерватории.

В 1861 году красавица-певица вышла замуж за А. А. Абаза – высокопоставленного чиновника, впоследствии министра финансов, и переехала в его особняк на набережной реки Фонтанки, 23. Дом был построен еще в 1798 году для купца Зиновьева, а с 1840-х годов принадлежал семейству Абаза.

Юлия приглашает в гостиную своего дома самых известных музыкантов и литераторов того времени. В феврале 1863 года Рихард Вагнер, посетивший Петербург, описывая в дневнике свои впечатления, упомянул о вечере, на котором Антон Рубинштейн играл, а Юлия Абаза пела. «Как сама композиция, так и исполнение г-жой Абаза произвели на меня весьма благоприятное впечатление», – отмечал Вагнер.

В январе 1864 года в особняк на Фонтанке спешит И. С. Тургенев: он несет хозяйке два первых напечатанных им романса Полины Виардо (она, как известно, была не только певицей, но и композитором). Эти романсы были созданы на стихи Пушкина – «Цветок» и «На холмах Грузии». В своем письме к А. А. Фету писатель отмечал: «Она (Абаза. – И. Г.) их так пропела сразу и так аккомпанировала, что я растаял. Что значит настоящая, музыкальная, немецкая кровь!».

Присутствовавший на вечерах Ф. И. Тютчев в стихотворении, посвященном певице, отразил впечатления современников от ее глубокого голоса.

По всемогущему призыву
Свет отделяется от тьмы,
И мы не звуки – душу живу,
В них вашу душу слышим мы.

Юлия Абаза была очень прямолинейна в своих отзывах и строга в музыкальных оценках. Артисты дорожили ее мнением, молодые исполнители с рекомендательными письмами стремились попасть в особняк на Фонтанке. Много музыкальных карьер началось отсюда. Абаза помогла в начале творческого пути известным оперным певицам и певцам: Е. А. Лавровской, Е. К. Мравиной, И. А. Алчевскому.

В своих мемуарах любимая певица П. И. Чайковского Александра Панаева-Карцова упоминает, что первое исполнение оперы «Евгений Онегин» у рояля в феврале 1879 года произошло в стенах гостиной дома Абаза! «Вскоре мадам Абаза опять задумала поставить у себя спектакль, но на этот раз со сценой и в костюмах, в ее большой концертной зале», – вспоминала Панаева-Карцова.

Партию Татьяны исполняла А. Панаева-Карцова, а роль Няни – сама Юлия Федоровна. Аккомпанировала ученица А. Г. Рубинштейна – будущий профессор Консерватории С. А. Малоземова. На этом представлении присутствовал сам Чайковский, с почетом принятый хозяйкой дома.

Князь Сергей Волконский в своих «Воспоминаниях» подробно пишет о личности Юлии Абаза: «...Это была фигура, которая не повторится, – все очень своеобразное не повторяется. Несмотря на долгие годы проживания в России, Юлия Федоровна не научилась русскому языку, но изъяснялась свободно». В гостиной ее дома на Фонтанке зимой 1880 года он коротко общался с Ф. М. Достоевским, который читал там отрывки из «Братьев Карамазовых».

На музыкальных вечерах у Юлии Федоровны можно было встретить самых разных людей, начиная с членов императорского дома и заканчивая студентами Консерватории. Никаких правил придворного этикета она не признавала. Главным критерием для приглашенных была любовь к серьезной музыке.

Антон Рубинштейн, которого связывала с Юлией Федоровной долгая дружба, много и охотно играл у нее. С. М. Волконский вспоминал: «По мановению ее лорнетки воцарялось молчание до самых дальних углов большой залы и соседних комнат. Горе кашлянувшему или чихнувшему – несмываемый стыд. Один только человек не мог привыкнуть – старый дворецкий вваливался с подносом, и тогда в самом торжественном месте шопеновского ноктюрна раздавался голос Юлии Федоровны: «Эфим, Эфим, сколько раз – когда музик, не надо чай».

В марте 1895 года после смерти мужа Юлия Федоровна покинула особняк на Фонтанке и сняла квартиру на Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского). Дом # 23 по Фонтанке принадлежал семье А. А. Абаза до 1917 года, потом был национализирован.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (5522) от 14.08.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.