«Когда музик, не надо чай»

В 70-х годах XIX века в этом доме кипела музыкальная жизнь. Лучшие музыканты и певцы стремились попасть на вечера к M-me Abaza. Немка по происхождению, в девичестве Юлия Штубе, она приехала в Россию в 1852 году. Затем с 1858 года служила в качестве придворной певицы и фрейлины при дворе великой княгини Елены Павловны.

«Когда музик, не надо чай» | В советское время дом на Фонтанке, 23, был надстроен двумя этажами и в таком виде дошел до нашего времени.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В советское время дом на Фонтанке, 23, был надстроен двумя этажами и в таком виде дошел до нашего времени.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На ее музыкальных «четвергах», проводившихся в Михайловском дворце, Юлия Штубе познакомилась с Антоном Рубинштейном. Спустя годы именно по его настоянию Юлии Федоровне было присвоено звание почетного члена Консерватории.

В 1861 году красавица-певица вышла замуж за А. А. Абаза – высокопоставленного чиновника, впоследствии министра финансов, и переехала в его особняк на набережной реки Фонтанки, 23. Дом был построен еще в 1798 году для купца Зиновьева, а с 1840-х годов принадлежал семейству Абаза.

Юлия приглашает в гостиную своего дома самых известных музыкантов и литераторов того времени. В феврале 1863 года Рихард Вагнер, посетивший Петербург, описывая в дневнике свои впечатления, упомянул о вечере, на котором Антон Рубинштейн играл, а Юлия Абаза пела. «Как сама композиция, так и исполнение г-жой Абаза произвели на меня весьма благоприятное впечатление», – отмечал Вагнер.

В январе 1864 года в особняк на Фонтанке спешит И. С. Тургенев: он несет хозяйке два первых напечатанных им романса Полины Виардо (она, как известно, была не только певицей, но и композитором). Эти романсы были созданы на стихи Пушкина – «Цветок» и «На холмах Грузии». В своем письме к А. А. Фету писатель отмечал: «Она (Абаза. – И. Г.) их так пропела сразу и так аккомпанировала, что я растаял. Что значит настоящая, музыкальная, немецкая кровь!».

Присутствовавший на вечерах Ф. И. Тютчев в стихотворении, посвященном певице, отразил впечатления современников от ее глубокого голоса.

По всемогущему призыву
Свет отделяется от тьмы,
И мы не звуки – душу живу,
В них вашу душу слышим мы.

Юлия Абаза была очень прямолинейна в своих отзывах и строга в музыкальных оценках. Артисты дорожили ее мнением, молодые исполнители с рекомендательными письмами стремились попасть в особняк на Фонтанке. Много музыкальных карьер началось отсюда. Абаза помогла в начале творческого пути известным оперным певицам и певцам: Е. А. Лавровской, Е. К. Мравиной, И. А. Алчевскому.

В своих мемуарах любимая певица П. И. Чайковского Александра Панаева-Карцова упоминает, что первое исполнение оперы «Евгений Онегин» у рояля в феврале 1879 года произошло в стенах гостиной дома Абаза! «Вскоре мадам Абаза опять задумала поставить у себя спектакль, но на этот раз со сценой и в костюмах, в ее большой концертной зале», – вспоминала Панаева-Карцова.

Партию Татьяны исполняла А. Панаева-Карцова, а роль Няни – сама Юлия Федоровна. Аккомпанировала ученица А. Г. Рубинштейна – будущий профессор Консерватории С. А. Малоземова. На этом представлении присутствовал сам Чайковский, с почетом принятый хозяйкой дома.

Князь Сергей Волконский в своих «Воспоминаниях» подробно пишет о личности Юлии Абаза: «...Это была фигура, которая не повторится, – все очень своеобразное не повторяется. Несмотря на долгие годы проживания в России, Юлия Федоровна не научилась русскому языку, но изъяснялась свободно». В гостиной ее дома на Фонтанке зимой 1880 года он коротко общался с Ф. М. Достоевским, который читал там отрывки из «Братьев Карамазовых».

На музыкальных вечерах у Юлии Федоровны можно было встретить самых разных людей, начиная с членов императорского дома и заканчивая студентами Консерватории. Никаких правил придворного этикета она не признавала. Главным критерием для приглашенных была любовь к серьезной музыке.

Антон Рубинштейн, которого связывала с Юлией Федоровной долгая дружба, много и охотно играл у нее. С. М. Волконский вспоминал: «По мановению ее лорнетки воцарялось молчание до самых дальних углов большой залы и соседних комнат. Горе кашлянувшему или чихнувшему – несмываемый стыд. Один только человек не мог привыкнуть – старый дворецкий вваливался с подносом, и тогда в самом торжественном месте шопеновского ноктюрна раздавался голос Юлии Федоровны: «Эфим, Эфим, сколько раз – когда музик, не надо чай».

В марте 1895 года после смерти мужа Юлия Федоровна покинула особняк на Фонтанке и сняла квартиру на Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского). Дом # 23 по Фонтанке принадлежал семье А. А. Абаза до 1917 года, потом был национализирован.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (5522) от 14.08.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».