Когда появились пешеходные переходы под Невским проспектом?

В начале 1960‑х годов в печати и в проектных учреждениях развернулась дискуссия о том, где и зачем строить на Невском проспекте подземные переходы. Мало того что они были очень нужны, так их требовалось еще и увязать с возводимыми станциями метро.

Когда появились пешеходные переходы под Невским проспектом? | Строительство подземного перехода на углу Невского проспекта и Садовой улицы заняло полгода./Репродукция. ФОТО автора

Строительство подземного перехода на углу Невского проспекта и Садовой улицы заняло полгода./Репродукция. ФОТО автора

Изначально институт «Ленметропроект» выделил два самых напряженных и сложных узла: на пересечениях Невского проспекта с Садовой улицей и Литейным проспектом. Рассматривали даже вариант с подземными тоннелями для транспорта, но в силу технических сложностей отмели его практически сразу. Решено было делать два пешеходных тоннеля на тех мес­тах, где располагались обычные наземные переходы.

Свой вариант мест размещения пешеходных тоннелей предложил дорожно-мостовой отдел института «Ленгипроинжпроект»: делать их не на самих перекрестках, а между ними. Первый — возле Малой Садовой улицы, второй — по центру Невской линии Гостиного двора, третий — напротив улицы Рубинштейна. При этом инженер Ариадна Саперштейн из «Ленгипроинжпроекта» ссылалась на опыт Москвы: там открыли подземный переход на углу улиц Горького и Охотного Ряда, после чего резко возрос поток людей на соседних наземных переходах. Она полагала, что и в Ленинграде может произойти подобное, из‑за чего скорость транспорта на Невском, Литейном и Садовой увеличить не удастся.

Рассмотрев все соображения, исполком Ленгорсовета принял решение использовать вариант «Ленметропроекта». Не в последнюю очередь потому, что он был дешевле, к тому же тоннелей предлагалось строить меньше.

Однако первый из них, появившийся в Ленинграде в 1963 году, разместили там, где первоначально не предполагалось, — у перекрестка Невского с Думской улицей и улицей Бродского (ныне Михайловской), увязав с построенной одновременно с ним станцией мет­ро «Невский проспект».

Не меньшие дискуссии вызвало и сооружение второго пешеходного тоннеля — на углу Садовой улицы. Сложность была в том, что если на Невском тротуары широкие, то на Садовой — очень узкие. Разместить там спуски и подходы к ним было просто негде. Поэтому и родилась идея превратить первые этажи близлежащих домов в галереи, расширив таким образом тротуар.

Сегодня этот подземный переход с пологим пандусом нам всем привычен, а в июле 1965 года, когда проект перехода и изменения облика близлежащих домов был вынесен на повестку заседания Архитектурно-технического совета при Ленгорисполкоме, разгорелись нешуточные страсти. Так, председатель Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР, главный инженер института «Ленпроект» Аркадий Любош был категорически против пандусов: «Невский будет испорчен, он потеряет в этой замечательной ­части привычный и очень красивый облик. Я настаиваю на лестнице. Неужели лучше иметь такую открытую часть на Невском, в которую можно кинуть что угодно, бросить окурки с автотранспорта? Люди будут скользить по гололеду, по грязи и воде. Эту ошибку нам ленинградцы не простят».

Его поддержал участник совещания архитектор Михаил Савкевич: «С лестницами у нас меньше риска разрушить то, что мы сумели до сих пор сохранить». За лестницу проголосовали также архитектор Армен Барутчев и заместитель председателя плановой комиссии Ленгор­исполкома Ной Коток. Последний добавил: «На лестницах по сравнению с пандусом удастся сэкономить огромное количество денег».

За пандусы высказался только главный специалист по транспорту Архитектурно-планировочного управления Михаил Пиир, отметив, что их пропускная способность в два раза больше, чем у лестниц. Председатель Архитектурно-технического совета Игорь Фомин подытожил единодушное желание свести «реконструктивные работы» к минимуму.

В исполкоме горсовета прислушались к мнению специалистов, приняв решение сделать галереи в угловых домах № 50 и 52 по Невскому проспекту. Но выходы из тоннелей взялись делать все‑таки в виде пандусов, а не лестниц. Как показало время, решение было оправданным.

Авторами перехода, который был открыт в канун 1966 года, стали архитекторы института «Ленмет­ропроект» Александр Андреев, Юрий Козлов и инженер Сергей Щукин. Строительством занимался «Метрострой». В 1967 году открылась станция метро «Гостиный двор», и весь узел заработал в общей связке.

Другие подземные переходы на Невском проспекте так и не построили, хотя еще один мог бы появиться возле станции метро «Маяковская» в 1967 году. Однако улицы Марата и Маяковского не были тогда столь загружены транспортом, поэтому от переходов отказались. К тому же и средств на их сооружение не нашлось.

Что же касается двух единственных подземных тоннелей на Нев­ском, то в народе они в 1980‑е годы получили звучные наименования. Переход в створе Думской улицы окрестили «теплой трубой», поскольку он совмещен с входом/выходом из метро, из которого веет нагретым воздухом. А переход на перекрестке Садовой улицы назвали «холодной трубой» — как раз за отсутствие подземной связи с метро. Трубами же их прозвали не столько за форму (тем более они прямоугольные в сечении), сколько из‑за обосновавшихся в переходах уличных музыкантов.


#строительство #Невский #переходы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7517) от 06.10.2023 под заголовком «Две «трубы»».


Комментарии