Ключ от Балтики

Сто лет назад, 20 мая (по новому стилю) 1915 года, в Ревеле, нынешнем Таллине, остановилось сердце флотоводца, героя Порт-Артура, государственного деятеля и гражданина адмирала Николая Оттовича фон Эссена. Командующий морскими силами Балтийского моря умер от воспаления легких в возрасте 54 лет. Сказалось напряжение первых месяцев войны, когда Эссен не сходил с продуваемого всеми ветрами мостика маленького миноносца, на котором держал свой адмиральский флаг...

Ключ от Балтики | Николай Эссен был продолжателем шведской династии, представители которой служили на русском флоте еще со времен Петра Великого.<br>ФОТО из брошюры: К. Житков. «Адмирал Н. О. фон Эссен» (Пг., 1915)

Николай Эссен был продолжателем шведской династии, представители которой служили на русском флоте еще со времен Петра Великого.
ФОТО из брошюры: К. Житков. «Адмирал Н. О. фон Эссен» (Пг., 1915)

Через несколько дней балтийцы прощались со своим командующим. Гроб с телом Эссена установили на борту его любимого миноносца «Пограничник» и в сопровождении караула из георгиевских кавалеров отправили в Петроград. Газеты отозвались сочувственными некрологами. Миноносец подошел к пристани на Английской набережной, недалеко от храма Спас-на-Водах, посвященного героям Порт-Артура и Цусимы.

«России слава, гордость и любовь/ За подвиг ваш, страдания и кровь/ Мы скорбью платим вам/ И восхищеньем»... Порт-артурец Эссен входил в строительный комитет храма-памятника и прекрасно помнил стихи великого князя Константина Константиновича, посвященные павшим на Русско-японской войне. Теперь эти слова относились и к нему. Адмирала отпели в храме, и огромная печальная процессия направилась на Новодевичье кладбище...

Вся жизнь Эссена словно бы приготовляла его к главному делу, вершине карьеры и судьбы военного моряка: так командовать флотом, чтобы враг оставил даже мысль о победе.

Во время Первой мировой опасность повторения Цусимы отодвинулась. Флот настолько надежно защищал балтийские берега, что сколько-нибудь серьезная угроза появилась только к концу 1917 года, после потери Моонзунда, падения Риги, после глубокой деморализации и разложения вооруженных сил. А до этого времени, притом что все воюющие страны Европы с первых дней войны гасили огни своих гаваней и маяков, иллюминация над Петроградом нисколько не напоминала о военной угрозе. Россия никого не боялась, и флот надежно закрывал свою столицу.

Это Эссен закрыл путь в Россию громадному немецкому флоту, блестяще проведя минную заградительную постановку и повесив на Балтику замок, ключ от которого держал в кармане своего сюртука. Только представьте соотношение главных сил враждующих сторон на Балтийском морском театре: четыре наших не совсем новых линкора, из которых два времен Русско-японской войны, против 22 немецких, сосредоточенных у берегов Германии в маневренном кулаке. Еще четыре новейших русских дредноута находились в стадии достройки: в начальной фазе войны, самой опасной, участия они не принимали.

Адмирал Эссен приступил к постановке мин на центральной позиции, не дожидаясь приказа от вышестоящего командования. Не так уж часто встречаются похожие случаи. Удобно оправдывать собственное бездействие нерасторопностью начальства. Вот только последствия бывают трагические. Он хорошо помнил, как в 1904 году началась Русско-японская война.

Тогда сразу три корабля Тихоокеанской эскадры, опрометчиво стоящей на внешнем рейде Порт-Артура, получили жестокие повреждения во время ночной атаки японских миноносцев. За промахи начальников, плохо подготовивших флот и крепость к обороне, приходилось платить дорогой ценой. Николай Эссен, в ту пору капитан 2-го ранга, командир крейсера «Новик», настаивал на активных действиях – на выходе кораблей в море для боя с японцами, но не был поддержан порт-артурскими флотоводцами. В результате русская эскадра перестала существовать – была потоплена японской артиллерией во внутреннем бассейне крепости.

Только короткий период, когда эскадрой командовал адмирал С. О. Макаров, воодушевил Эссена, вскоре получившего назначение командовать броненосцем «Севастополь». К слову сказать, «Севастополь» под командованием Эссена дрался с врагом до конца осады Порт-Артура и, исчерпав все боевые возможности, был затоплен своим командиром на большой глубине, исключающей возможность подъема.

Николай Эссен оказался счастливее своего учителя – адмирала Макарова. Судьба подарила ему восемь лет командования лучшими моряками на Балтике. «Господи, помоги Эссену», – как молитву повторяли балтийцы, его любимые друзья и сослуживцы. Здесь, на мелководной глади, среди бесконечных шхер и островов, будет решена судьба Родины...

То, что столкновение с Германией неизбежно, Эссен знал наверняка. Знал и готовил флот к войне. В августе 1906 года он становится начальником отряда минных крейсеров на Балтике. Интенсивные тренировки и многочисленные учения сделали из отряда основное боевое ядро возрождающегося Балтийского флота. Особое внимание Эссен уделял подготовке инициативных офицеров, ставших впоследствии командирами вновь построенных кораблей.

Николай Оттович настойчиво проводил в жизнь идеи адмирала С. О. Макарова, который говорил, что «в море – значит дома». В любое время года и в любую погоду без помощи лоцманов корабли ходили в Финском заливе, шхерных районах и по всей акватории Балтийского моря, осваивая самые отдаленные его уголки. Миноносцы стали совершать зимние походы, что раньше считалось немыслимым. Весь свой богатый опыт Эссен вложил в боевую подготовку флота и добился впечатляющих успехов. Николая Оттовича часто видели на палубах миноносцев; вместе с их экипажами он переносил все тяготы морской службы, что являлось лучшим примером для подчиненных...

Под руководством Эссена еще в 1912 году был разработан план действий Балтийского флота на случай войны, предусматривавший создание минно-артиллерийских позиций для обороны подступов к столице. В результате разразившуюся мировую войну Балтийский флот встретил в полной готовности и своими действиями парализовал сильнейшего противника – так высоко оценивают роль Эссена современные историки.

К сожалению, это был редкий для истории Вооруженных сил России пример предвидения грядущих военных событий и успешной работы для подготовки будущих побед. Лучшим учеником и соратником Н. О. Эссена был Александр Васильевич Колчак. Ему он передал командование над минным отрядом...

Могила адмирала Эссена едва не затерялась на Новодевичьем кладбище. В 1960 году, к столетию со дня рождения флотоводца, ее нашли и привели в порядок слушатели Военно-морской академии. В прошлом году на калининградской верфи «Янтарь» спустили на воду фрегат «Адмирал Эссен». Николай Оттович продолжает служение Отечеству.


КСТАТИ

В день столетия со дня смерти Николая Эссена моряки, курсанты и ветераны флота помянули его в часовне храма Спас-на-Водах на Английской набережной. У могилы адмирала на Новодевичьем кладбище состоялся памятный морской церемониал.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (5468) от 29.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...