Художник, сын художника
Вскоре после того как Финляндия стала независимой (произошло это, напомним, под занавес 1917 года), художник Илья Репин, не покидая своих любимых куоккальских «Пенат», в одночасье оказался за рубежом. Долгие годы советские власти пытались вернуть его в Россию, особые надежды при этом возлагая на его сына Юрия Ильича, тоже живописца. Этот талантливый человек, чья судьба во многом трагична, до сих пор остается в тени своего знаменитого отца. О личности Юрия Репина, на надгробии которого на русском кладбище в Хельсинки высечена надпись «Художник. Поборник гуманизма», мы беседуем со старшим научным сотрудником музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Юрием БАЛАЦЕНКО.
Юрий Репин у порога «Вигвама», 1920-е гг. Из фондов музея «Пенаты»
- Юрий Дмитриевич, давайте начнем с того, что коротко напомним биографию нашего героя.
- Действительно, все слышали про Илью Ефимовича, но мало кто знает о его сыне Юрии, а уж творчество его и вовсе практически неизвестно. Он родился в 1877 году и был третьим ребенком в семье Ильи Репина и Веры Шевцовой. Дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики (с 1860 г. академик архитектуры), она еще с девяти лет терпеливо позировала начинающему художнику. А в феврале 1872 года стала его женой. Однако впоследствии семейная жизнь не сложилась: в 1887 году они расстались...
Что же касается Юрия Репина, то азы искусства он постигал у отца, потом в частной Тенишевской студии, где тоже преподавал отец. Затем поступил на Высшие художественно-педагогические курсы при Академии художеств.
После окончания курсов Юрий подготовил большой холст «Великий вождь» к 200-летию Полтавской битвы. Картина имела успех, получила первую премию Общества поощрения художеств, демонстрировалась в русском павильоне на Всемирной выставке в Риме в 1911 году. Стоит отметить, что Юрий Репин и сам был похож на Петра Великого, чем не без основания гордился...
Живя в Куоккале (ныне Репино), Юрий постоянно и много работал как живописец. В 1914 году он даже открыл частную рисовальную школу. В первые годы после революции, когда Куоккала уже оказалась по другую сторону границы, картины Юрия Репина еще продолжали появляться на выставках в России, но затем живописца на родине перестали упоминать. Он был хороший художник, но в его живописи постепенно стали преобладать сюжеты мистическо-религиозного характера, хотя многие его картины оставались сугубо реалистическими.
Правда, один раз Юрию Репину оказали особое внимание - летом 1926 года, когда «Пенаты» посетила представительная делегация советских художников во главе с Исааком Бродским. Официально они приехали, чтобы купить у Ильи Ефимовича картины. Но, конечно, основной целью их визита было уговорить художника переехать в СССР.
- Насколько известно, Илья Ефимович никогда напрямую не отказывался, но всякий раз находил уловки, чтобы отложить переезд...
- Да, он жаловался то на здоровье, то на отсутствие визы. Скорее всего, возвращаться ему не хотелось: он прекрасно понимал, что происходит в Советской России. Как раз в это время, когда Репина уговаривали вернуться, в его первой усадьбе «Здравнево», что под Витебском, раскулачивали его младшую дочь Татьяну...
В попытках уговорить Репина вернуться в Россию Исаак Бродский даже предложил Кирову, руководителю Ленинграда, идею - целиком перенести из Финляндии усадьбу «Пенаты». Тот одобрил и, если верить воспоминаниям Бродского, был готов даже выделить место в самом центре Ленинграда - в Михайловском саду.
Во время визита обсуждался и вопрос о том, чтобы Илья Репин написал полотно, которое разоблачало бы ужасы монархии и царского режима. Называться оно должно было «Конец самодержавия». Репин по согласованию с Бродским осенью того же года отправил сына Юрия в Ленинград, чтобы тот детально проработал сюжет картины на месте. Но проект остался не реализован, картина так и не была создана...
Между тем в СССР Юрия Репина принимали на высшем уровне. Неудивительно, что, вернувшись в Финляндию, он стал расхваливать Советский Союз. А надо помнить, что в приграничной зоне, где находились «Пенаты», очень активно работала финская сыскная полиция, составлявшая досье чуть ли не на каждого жителя. В результате, когда Юрий обратился за паспортом гражданина Финляндии, ему отказали ввиду «неблагонадежности». Хотя, конечно, никаким «коммунистом» по убеждениям он не был. Юрий был абсолютно аполитичен, тем более, как уже говорилось, он отличался склонностью к мистике и религии...
- Как складывалась его личная жизнь?
- В 1905 году он обвенчался с бедной девушкой Прасковьей Андреевной Андреевой, племянницей прислуги Репиных. Илья Репин был очень недоволен выбором сына: стремившийся к продвижению вверх, в высшие слои общества, он считал, что сын женился на «неровне». А вот спутница Ильи Ефимовича, его дама сердца Наталья Борисовна Нордман, аристократка, очень хорошо относилась к Прасковье и старалась сгладить нюансы, возникавшие между сыном и отцом.
После венчания Юрий Репин жил в отцовской усадьбе «Пенаты», но в собственном доме. Назывался он «Вигвам» и находился ближе к Финскому заливу. Когда после Великой Отечественной войны возрождали репинские «Пенаты», то восстановили только дом отца, а «Вигвам», от которого сохранился лишь фундамент, строить заново не стали. И пребывание в «Пенатах» Юрия Репина оказалось как бы затушевано. Личность сына живописца отошла на дальний план, что не вполне справедливо...
Судя по воспоминаниям, Юрий Репин был счастлив в семейной жизни. Но в 1929 году случилась беда: Прасковья ушла из жизни. Юрий Репин очень тяжело переживал ее смерть и на всю оставшуюся жизнь остался верен жене. Прасковью похоронили у стен Линтульского Свято-Троицкого женского монастыря, что неподалеку от нынешнего поселка Огоньки в Выборгском районе Ленинградской области. До «зимней» войны 1939 - 1940 годов эта обитель была одним из важнейших православных очагов на Карельском перешейке.
На могиле установили гранитный камень с круглым завершением и надписью латинскими буквами: Параскева Репина и даты жизни. Рядом с могилой жены Юрий Репин заготовил для себя похожий могильный камень, на котором воспроизведена подпись - точно такая же, как на его полотнах. Когда в 1970-х годах строили автомобильную трассу «Скандинавия», она задела кладбище. Сохранилось лишь несколько надгробий, в том числе и репинские. Правда, со срезанными крестами. Их можно увидеть сегодня рядом с восстановленной церковью.
Впрочем, художник зря спешил себя хоронить: ему были уготованы еще долгие годы жизни.
- Иногда можно встретить утверждения, что Юрий Репин был психически не вполне нормален...
- Да, в детстве он перенес какое-то заболевание, которое обусловило некоторые его странности. Достаточно посмотреть на его портрет, чтобы понять, что человек не вполне нормален. И впоследствии это стало проявляться все больше.
В 1939 году, перед самым началом «зимней» войны, Юрий Репин был эвакуирован вместе с местным финским населением. Он жил в Хельсинки и как нищий ходил по городу в любое время года в сандалиях или босиком. Да он и действительно был практически нищим. Работал по заказам, но в основном «за харчи» в буквальном смысле этого слова. В своих письмах сыну он признавался, что больше тысячи марок за заказ ему не платили. Работы отца (в основном рисунки) Юрий и старшая дочь художника Вера активно пытались продавать, но их плохо покупали в Хельсинки либо платили за них гроши.
Есть две версии того, как он ушел из жизни. По одной, у него была высокая температура, он полез зачем-то на подоконник и вывалился из окна. По другой, он услышал голос, звавший его через окно. (О таких голосах он не раз писал сыну.) Нет, это не было самоубийством: как истинно верующий человек, он не мог добровольно уйти из жизни...
- Как сложилась судьба детей Юрия Репина?
- Тоже печально. У Юрия и Прасковьи было два сына - Георгий и Дмитрий 1906 и 1907 годов рождения. В семье их с самого рождения звали Гай и Дий. Современники вспоминали, что дети носили «странные» имена, похожие на индейские. Вероятно, детские игры и необычное имя дома, где жило семейство («Вигвам»), были навеяны рассказами Натальи Борисовны Нордман об Америке, где она путешествовала в юности.
Гай, старший сын, уехал в Прагу учиться в Политехническом институте на инженера. Закончил он его или нет - не вполне понятно. Судьба его известна отрывочно. Есть сведения, что после войны он находился на излечении в госпитале в маленьком городке в Западной Германии.
Младший сын, Дий, судя по всему, был человеком «без царя в голове». Перепробовал целый ряд профессий: был и сапожником, и парикмахером, затем устроился матросом на пароход и ходил на норвежском судне. Был участником нескольких антисоветских организаций, в том числе Народно-трудового союза. В 1935 году получил задание отправиться в СССР и совершить там террористические акты против советских руководителей. Но как только Дий перешел границу, его тут же арестовали и вскоре расстреляли по приговору трибунала Ленинградского военного округа...
Юрий Репин, как следует из его писем, до самой кончины верил в то, что Дий жив, полагая, что тот живет где-то в России на нелегальном положении.
- Долгое время считалось, что творческое наследие Юрия Репина не представляет особого интереса. Изменилось ли это отношение сегодня?
- В целом - да. Последние два десятилетия происходит процесс возвращения из небытия его имени и творческого наследия. Выставки его работ с успехом проходили в Выборге, Лаппенранте, Петербурге и Москве.
Значительная часть работ Юрия Репина, около сотни, хранится в фондах репинских «Пенат» - начиная с первых набросков и до созданных в самом конце 1930-х годов. Ведь он оставил здесь практически все, когда накануне «зимней» войны был эвакуирован. Много работ Юрия Репина находится в Финляндии. Прославившая его картина, изображающая Петра Великого, хранится в государственном историко-культурном заповеднике «Поле Полтавской битвы» в Полтаве.
Несколько его полотен находится в Музее коневодства в Москве, представлено его творчество в Русском музее, в Третьяковской галерее, в других собраниях нашей страны.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (5802) от 05.10.2016.
Комментарии