Храм, воспетый Гумилевым

Лютеранская церковь Преображения Господня с красивой готической колокольней, построенная некогда для преподавателей Царскосельского лицея и немецких колонистов, была закрыта в 1931 году. А спустя почти полвека неожиданно стала духовным центром ингерманландских финнов.

Храм, воспетый Гумилевым | Источник: www.tsarselo.ru

Источник: www.tsarselo.ru

Лютеранская община в Царском Селе была основана в 1811 году директором Лицея Егором Антоновичем Энгельгардтом и лицейским пастором Кристианом Фридрихом Гнихтером. В 1817 году началось строительство небольшой деревянной церкви, которую освятили 13 октября 1818 года. В первые десятилетия ее прихожанами были в основном преподаватели лицея, позднее – жители немецкой колонии Фриденталь (она находилась в Царском Селе рядом с Нижним парком и железной дорогой). Возле церкви находилась школа для детей колонистов.

В 1860 году рядом с обветшавшей деревянной церковью заложили новую, каменную. Ее проект разработал архитектор Александр Видов, проработавший почти полвека, с 1854-го по 1896 год, старшим дворцовым архитектором Царскосельского дворцового ведомства.

Новый храм в неоготическом стиле освятили 16 апреля 1865 года – в день рождения императора Александра II. Позднее в церкви стали проводиться богослужения также на латышском и эстонском языках. Величественная простота лютеранского храма потрясла Николая Гумилева, учившегося в гимназии по соседству. Именно ему он посвятил гораздо позднее, в 1919 году, стихотворение «Евангелическая церковь»...

После того как в 1931 году церковь закрыли, в ней разместили рабочее общежитие и столовую ремонтно-механического завода. После войны в здании находилась автошкола. В 1977 году власти приняли решение о передаче здания церкви финскому приходу, в том же году ее освятили во имя Воскресения Христова. До этого начиная с конца 1950-х годов лютеране безрезультатно просили передать им одну из церквей. Ведь многие годы местные ингерманландские финны, вынужденные покинуть родной край во время войны и сумевшие впоследствии вернуться, собирались у развалин церквей и на кладбищах, чтобы вместе помолиться на родном языке. Такие собрания проходили на кладбищах в Токсове и Колтушах, у руин церкви в Дудергофе...

В далеком уже 1997 году приход отмечал 20-летнюю годовщину открытия церкви. Тогда автору этих строк удалось побеседовать с непосредственными участниками тех событий, сделавшими очень многое, чтобы добиться возвращения храма. Почти фантастической кажется история, рассказанная Алиной Петровной Волосьевской (Лангинен). По ее словам, родственник одной из прихожанок, работавший в медицинском учреждении, обслуживавшем советскую элиту, сумел организовать неофициальную встречу с самим Николаем Косыгиным – председателем президиума Верховного совета СССР! И будто бы благодаря его помощи вопрос был решен.

Как рассказывал мне пастор Виктор Головин, 29 февраля 1976 года подвижники-ингерманландцы попросили у него согласия стать настоятелем возрождаемого прихода. «Сейчас уже не все понимают, что такое решение в то время требовало определенного мужества, – напоминал Головин. – Прямых гонений не было, но, став служителем церкви, человек сознательно отказывался от карьеры, престижной работы. Сам я тогда был заведующим небольшого ателье, до этого – закройщиком высокого класса. С работы пришлось уйти».

Учиться приходилось на ходу, читая духовную литературу, обучаясь на курсах Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии, в ведении которой до 1992 года находился приход. В 1981 году Виктор Головин был рукоположен в проповедники, а в 1993 году – в пасторы. Первые годы в церкви служили пасторы из Эстонии, знавшие финский язык. Яркую страницу вписал в историю прихода молодой тогда пастор Арво Сурво – талантливый проповедник, автор и исполнитель духовных песен, в 1988 году ставший первым пастором из местных жителей – ингерманландских финнов.

Сюда, в лютеранскую церковь Пушкина, приезжали верующие из Гатчины, Токсова, Колтушей, Волосова и даже из Кингисеппского района. С 1988 года богослужения стали проводиться и на русском языке: в лютеранскую церковь приходили люди самых разных национальностей. Символичным выглядит и то, что именно здесь в годы перестройки прошли первые в России после полувекового перерыва богослужения на немецком языке. Сегодня пушкинский приход продолжает оставаться одним из крупнейших приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.


Комментарии