Храм, воспетый Гумилевым

Лютеранская церковь Преображения Господня с красивой готической колокольней, построенная некогда для преподавателей Царскосельского лицея и немецких колонистов, была закрыта в 1931 году. А спустя почти полвека неожиданно стала духовным центром ингерманландских финнов.

Храм, воспетый Гумилевым | Источник: www.tsarselo.ru

Источник: www.tsarselo.ru

Лютеранская община в Царском Селе была основана в 1811 году директором Лицея Егором Антоновичем Энгельгардтом и лицейским пастором Кристианом Фридрихом Гнихтером. В 1817 году началось строительство небольшой деревянной церкви, которую освятили 13 октября 1818 года. В первые десятилетия ее прихожанами были в основном преподаватели лицея, позднее – жители немецкой колонии Фриденталь (она находилась в Царском Селе рядом с Нижним парком и железной дорогой). Возле церкви находилась школа для детей колонистов.

В 1860 году рядом с обветшавшей деревянной церковью заложили новую, каменную. Ее проект разработал архитектор Александр Видов, проработавший почти полвека, с 1854-го по 1896 год, старшим дворцовым архитектором Царскосельского дворцового ведомства.

Новый храм в неоготическом стиле освятили 16 апреля 1865 года – в день рождения императора Александра II. Позднее в церкви стали проводиться богослужения также на латышском и эстонском языках. Величественная простота лютеранского храма потрясла Николая Гумилева, учившегося в гимназии по соседству. Именно ему он посвятил гораздо позднее, в 1919 году, стихотворение «Евангелическая церковь»...

После того как в 1931 году церковь закрыли, в ней разместили рабочее общежитие и столовую ремонтно-механического завода. После войны в здании находилась автошкола. В 1977 году власти приняли решение о передаче здания церкви финскому приходу, в том же году ее освятили во имя Воскресения Христова. До этого начиная с конца 1950-х годов лютеране безрезультатно просили передать им одну из церквей. Ведь многие годы местные ингерманландские финны, вынужденные покинуть родной край во время войны и сумевшие впоследствии вернуться, собирались у развалин церквей и на кладбищах, чтобы вместе помолиться на родном языке. Такие собрания проходили на кладбищах в Токсове и Колтушах, у руин церкви в Дудергофе...

В далеком уже 1997 году приход отмечал 20-летнюю годовщину открытия церкви. Тогда автору этих строк удалось побеседовать с непосредственными участниками тех событий, сделавшими очень многое, чтобы добиться возвращения храма. Почти фантастической кажется история, рассказанная Алиной Петровной Волосьевской (Лангинен). По ее словам, родственник одной из прихожанок, работавший в медицинском учреждении, обслуживавшем советскую элиту, сумел организовать неофициальную встречу с самим Николаем Косыгиным – председателем президиума Верховного совета СССР! И будто бы благодаря его помощи вопрос был решен.

Как рассказывал мне пастор Виктор Головин, 29 февраля 1976 года подвижники-ингерманландцы попросили у него согласия стать настоятелем возрождаемого прихода. «Сейчас уже не все понимают, что такое решение в то время требовало определенного мужества, – напоминал Головин. – Прямых гонений не было, но, став служителем церкви, человек сознательно отказывался от карьеры, престижной работы. Сам я тогда был заведующим небольшого ателье, до этого – закройщиком высокого класса. С работы пришлось уйти».

Учиться приходилось на ходу, читая духовную литературу, обучаясь на курсах Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии, в ведении которой до 1992 года находился приход. В 1981 году Виктор Головин был рукоположен в проповедники, а в 1993 году – в пасторы. Первые годы в церкви служили пасторы из Эстонии, знавшие финский язык. Яркую страницу вписал в историю прихода молодой тогда пастор Арво Сурво – талантливый проповедник, автор и исполнитель духовных песен, в 1988 году ставший первым пастором из местных жителей – ингерманландских финнов.

Сюда, в лютеранскую церковь Пушкина, приезжали верующие из Гатчины, Токсова, Колтушей, Волосова и даже из Кингисеппского района. С 1988 года богослужения стали проводиться и на русском языке: в лютеранскую церковь приходили люди самых разных национальностей. Символичным выглядит и то, что именно здесь в годы перестройки прошли первые в России после полувекового перерыва богослужения на немецком языке. Сегодня пушкинский приход продолжает оставаться одним из крупнейших приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.