Главная городская газета

Храм над каналом

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Храм над каналом | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Почти сразу после трагической гибели Александра II в 1881 году было принято решение увековечить память царя-мученика постройкой храма на месте его смертельного ранения. Объявленный конкурс выявил пристрастия и его участников, и членов жюри к становившемуся все более популярным византийскому стилю.

Однако новый император Александр III не одобрил ни одну из представленных ему лучших работ. По желанию царя храм следовало возвести в стиле московских и ярославских церквей XVII века. Требование императора исполнили весной 1882 года «соревнователи» второго конкурса, в котором принял участие и Михаил Щурупов.

В своем проекте он практически полностью отказался от типичных для его творчества романских и ренессансных архитектурных мотивов, но и не последовал указанию Александра III. Как писал Щурупов, его проект «чужд всех условий, поставленных для исполнения новых эскизов». По композиционно-стилистическому решению он больше напоминал постройки Константина Тона – родоначальника самого раннего направления русского стиля в архитектуре. Церкви, построенные в этом духе, повторяли формы древнерусского зодчества, но их авторами были архитекторы, воспитанные на античном наследии.

Возможно, обдумывая свой проект, Щурупов принимал во внимание и расположение будущего храма. Оставаясь поклонником строгих форм классицизма, он не считал себя вправе внести резкий диссонанс в единый архитектурный строй этой части города между Казанским собором и домом Адамини. А потому предпочел компромисс между петербургской классикой и яркой «восточной» красотой древнерусских церквей XVII века.

Но наиболее важное и интересное в щуруповском проекте – его оригинальное техническое решение. Перед участниками конкурса было поставлено условие: «Место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви». Сложность заключалась в том, что это место находилось прямо у решетки Екатерининского канала. И в новом храме оно неизбежно оказывалось в западной части – в притворе, то есть за спинами молящихся.

Для Щурупова это было неприемлемо как для христианина, пришедшего поклониться священному для него месту – «Голгофе для России».

Поэтому он предложил возвести церковь над Екатерининским каналом, сузив и пропустив его в тоннель. В этом случае место гибели оказывалось точно под алтарем, то есть в святая святых церкви. К северному и южному входам в храм – в верхних точках пролета моста – должны были вести четыре лестницы с берегов канала.

Пресса высоко оценила оригинальный по своему своеобразному стилю и грандиозный по замыслу проект. Однако более предпочтительной все-таки оказалась совместная работа архитектора А. А. Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой пустыни Игнатия (И. В. Малышева), которую последний настойчиво продвигал в высших кругах. Так в Петербурге была потеряна возможность возведения уникального сооружения – храма над каналом, который мог бы стать конкурентом знаменитым мостам-домам Понте Веккьо во Флоренции и Кремербрюке в Эрфурте или мосту Риальто в Венеции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook