2Vtzqv4Hz9U

Катали и крючники. История картины «Малая Нева у Тучкова буяна»

Кипит работа по разгрузке парусника на Тучковой набережной, где в ту пору продолжал существовать торговый порт... Именно эту картину запечатлел на своем полотне «Малая Нева у Тучкова буяна» художник Александр Беггров. Произведение, датированное 1892 годом, находится в коллекции Музея истории Санкт-Петербурга.

Катали и крючники. История картины «Малая Нева у Тучкова буяна» | На противоположной стороне Малой Невы хорошо виден Тучков буян: там занимались взвешиванием и учетом пеньки - волокна из конопли, предназначенного для изготовления канатов и веревок. Краснокирпичные приземистые склады пеньки изображены в правой части карт

На противоположной стороне Малой Невы хорошо виден Тучков буян: там занимались взвешиванием и учетом пеньки - волокна из конопли, предназначенного для изготовления канатов и веревок. Краснокирпичные приземистые склады пеньки изображены в правой части карт

Вообще в ту пору питерские набережные подчас вовсе не соответствовали нынешнему представлению о блистательной столице Российской империи. Это были, скорее, многокилометровые причалы, на которых всю навигацию не прекращалась работа. И публика здесь была соответствующая...

На картине видно, как катали - так называли грузчиков, перевозивших поклажу на тачках, - по мосткам направляются к кораблю за очередной партией кирпича, штабеля которого уже красуются на берегу. Для разных грузов были различные тачки: для кирпича - в виде платформы, для сыпучей поклажи (песка или угля) - на колесах.

Крючники перетаскивали штучный груз (кули, мешки), удерживая его на спине специальным крюком... Носаки - специалисты по разгрузке обработанной древесины, их можно было отличить по кожаной подушечке на плече - разгружали пиломатериалы. Они выстраивались у штабелей досок цепочкой. «Второй номер» поднимал за один конец несколько досок и ставил их в наклонное положение, «первый» подставлял плечо с кожаной подушкой. Затем «второй» подставлял плечо, «третий» ему нагружал и так далее...

Лошадь возле причала покорно ждет, пока грузчики заполнят телегу бочками с парусника. Если с середины XIX века водный транспорт включал все больше паровых судов, то на суше (исключая железные дороги) всецело господствовала «лошадиная сила», очень медленно уступавшая место автомобильному транспорту...

Разгрузка судов была не только тяжела, но и опасна, причем иногда это было связано с весьма экзотическими обстоятельствами. Так, в июне 1914 года «Петербургский листок» упомянул о последствиях прихода на берега Невы судов из Америки, груженных деревом и орехом: «Во время выгрузки этого товара оказалось много живых скорпионов. Стоящие же сейчас у нас и по всему пути переходов тропические жары дали возможность доехать в Санкт-Петербург живьем скорпионам».

Бесстрашные грузчики ловили скорпионов, сбывая их на берегу предприимчивым дельцам. Те запаковывали их в специальные коробки со стеклом и продавали любителям-коллекционерам, прося за каждый экземпляр по полновесному российскому рублю.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#художники #картины #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6679) от 15.05.2020 под заголовком «Катали и крючники».


Комментарии