Карусель в гимназии

В Павловской гимназии (# 209) на улице Восстания, 8А, состоялась презентация портрета, запечатлевшего императора Николая I и его семью. Картина продолжает портретный ряд гимназии, посвященный связанным с нею историческим персонажам.

Карусель в гимназии | Портрет семейства Николая I поместили на третьем этаже парадной лестницы – в нише на том месте, где когда-то был вход в церковь.

Портрет семейства Николая I поместили на третьем этаже парадной лестницы – в нише на том месте, где когда-то был вход в церковь.

– Именно по велению Николая I было возведено здание, в котором мы находимся, – подчеркивает директор гимназии Дмитрий Ефимов. – Здесь размещался Павловский институт благородных девиц, отцом-основателем которого был Павел I – незаслуженно оклеветанный русский император. Мы дорожим всеми историческими эпохами, поэтому в названии нашей гимназии есть что-то от каждой из них. От императорской – «Павловская», от советской – # 209, от современной России – статус гимназии. Ведь мы стали одной из первых возрожденных после 70-летнего перерыва гимназий в постсоветской стране и первой в Петербурге!

Открытие портрета приурочили к 190-летию вступления Николая I на престол, неразрывно связанного с выступлением декабристов.

– Мы привыкли смотреть на это событие только глазами восставших, но справедливо ли это? Раньше все трактовалось однозначно: «плохая» царская власть и «хорошие» декабристы. Мне думается, что прав был барон Модест Корф: он четко дал определение, что события на Сенатской площади 14 декабря 1825 года – трагедия в российской истории, – считает Дмитрий Ефимов.

Впрочем, на открытии портрета тема декабристов не затрагивалась. Больше говорили о служении отечеству – без различия происхождения, чинов и званий. Ведь все, кто изображен на портрете, так или иначе заботились о России. Все сыновья Николая I немало сделали для страны. Константин Николаевич занимался крестьянской реформой, провел преобразования во флоте. Михаил Николаевич, будучи наместником Кавказа, способствовал его усмирению, а также много сделал для совершенствования русской артиллерии. Николай Николаевич способствовал развитию русской кавалерии, инженерных и гвардейских войск. Еще один сын, будущий Александр II, исполнил в какой-то степени мечту своего отца – освободил крестьян от крепостной зависимости.

Супруга Николая I Александра Федоровна занималась благотворительностью. Также изображенный на портрете зять Николая I герцог Максимилиан Лейхтенбергский был президентом Академии художеств, главнокомандующим Горным институтом, внес вклад в развитие искусства, культуры и науки. А две дочери Николая I, Ольга и Александра, своими династическими браками связали Россию с германскими землями, что тоже способствовало укреплению влияния России в центре Европы.

По словам директора гимназии, появление этого портрета в стенах гимназии – отнюдь не свидетельство монархических симпатий. Это дань истории, а также замечательное наглядное учебное пособие для школьных занятий, посвященных истории России XIX века.

Добавим, что эта картина – творческое повторение работы французского живописца Верне «Царскосельская карусель». Он запечатлел императора и его семью во время костюмированного празднества в Александровском парке. Мужская половина облачена в старинные рыцарские доспехи (недаром Николая I современники называли «рыцарем монархической идеи»), а женская представлена в образе прекрасных средневековых дам.

Выполнила эту работу мама одной из учениц гимназии – Елена Петрусенко, художник при Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Правда, копия не совсем точная: Петрусенко «усовершенствовала» произведение Верне: дорисовала лошадь, которой не хватало у Максимилиана Лейхтенбергского. Работа над полотном заняла несколько лет.

Портрет семьи Николая I – уже не первый подарок Елены Петрусенко гимназии. Четыре года назад она преподнесла в дар портреты Павла I и его супруги Марии Федоровны – они украшают актовый зал. Изображение Екатерины Павловны, дочери императора Павла, находится в школьном музее.

Еще одна работа Петрусенко запечатлела выпускницу Павловского института Марию Солопову, больше известную как игуменья Таисия Леушинская. Она основала один из самых больших в истории Русской православной церкви женских монастырей – он находился там, где сегодня плещутся воды Рыбинского водохранилища. Портрет игуменьи повесили в конференц-зале – бывшем храме апостолов Петра и Павла. Говорят, что тут, на ступенях у входа в церковь, Марии было видение святой Троицы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5598) от 03.12.2015.


Комментарии