Карлицы ее величества: Екатерина Великая положила конец этой придворной традиции

В давние времена карлики и шуты были неотъемлемой частью европейского придворного общества. Некоторые из них даже приобретали некое влияние. В России этот обычай, зародившийся в XVII веке, расцвел при Петре I.

Карлицы ее величества: Екатерина Великая положила конец этой придворной традиции | ФОТО Anna Zakharova on Unsplash

ФОТО Anna Zakharova on Unsplash

Карлики-шуты развлекали гостей на свадьбе Петра в 1712 году. Даже похороны этих придворных персон принимали шутовской характер. Так, в похоронной церемонии одного из них участвовали миниатюрные лошадки и «маленький священник».

В период женского правления, начиная с Анны Иоанновны, при царском дворе наряду с карликами появились и карлицы, которые их постепенно заместили. Так, согласно документам, хранящимся в Российском государственном историческом архиве, в домашнем штате царя Иоанна Антоновича значилось два карлика с жалованьем по 50 рублей каждому и две карлицы с жалованьем по 30 руб­лей каждой. О шутах, столь заметных при Анне Иоанновне, в придворном штате не упоминалось.

При Елизавете Петровне ни о каких придворных шутах и речи не было, а вот Екатерина II возоб­новила традицию содержания при дворе придворных карлиц. Их имена — Наталья Иванова, Ирина Данилова, Анна Данилова — значились в придворном штате вплоть до середины 1780‑х годов. Как и остальная ближайшая прислуга императрицы, они получали «праздничные» на Рождество и Пасху — по 100 рублей. Причем их праздничные выплаты были сопоставимы с выплатами камер-юнг­ферам (так называли служанок, которые присутствовали при одевании государыни, великих княгинь и княжон).

Подобно многим служащим императорского двора, карлицы Екатерины II были дворянками, и каж­дую из них обслуживал специальный слуга. В архиве сохранился датированный июнем 1783 года документ «Об отпуске в Контору строения Села Царского на содержание двух карликов из дворян и при них человека по 230 руб.».

По всей видимости, к 1780‑м годам «екатерининские» карлицы состарились, и их держали в придворном штате скорее следуя «традиции прежних лет», чем какой‑то целесообразности. По крайней мере в многочисленных мемуарах, посвященных царст­вованию Екатерины II, упоминаний о бытовании карлиц при ее дворе не встречается. Да и само наличие карлиц при дворе просвещенного монарха в ту пору было уже неким анахронизмом.

По мере того как карлицы уходили из жизни, их «должности» либо упраздняли, либо их замещали вдовы, которые дополняли штат ближайшей женской прислуги императрицы. Так завершилась одна из дворцовых традиций, бытовавшая со времен Московского царства.

Судя по документам, последняя штатная карлица, Наталья Иванова, скончалась в октяб­ре 1785 года. На ее погребение из «комнатной суммы императ­рицы» (то есть из собственных средств Екатерины II) было выплачено 406 рублей. При этом сумма на погребение личных служанок государыни (камер-медхен) была чуть меньше — 300 рублей.


#карлицы #история #Екатерина Великая

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7614) от 01.03.2024 под заголовком «Карлицы ее величества ».


Комментарии