2Vtzqv4Hz9U

Каркассон-на-Песках

В 1913 – 1915 годах в петербургских Песках на углу Старорусской и Новгородской улиц вырос громадный дом с башенками, высокими кровлями, узкими окнами-стрельницами. Как будто бы древняя величественная крепость Каркассон чудесным образом переместилась в северные широты из французского Средиземноморья, с берега реки Од...

Каркассон-на-Песках | В начале 2000-х годов в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко это здание сыграло роль дома # 302-бис по Большой Садовой улице в Москве, в котором устроились Воланд и его свита. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В начале 2000-х годов в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко это здание сыграло роль дома # 302-бис по Большой Садовой улице в Москве, в котором устроились Воланд и его свита. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Домовладение принадлежало крупнейшему столичному коммерсанту и общественному деятелю Михаилу Николаевичу Полежаеву, состоявшему гласным (депутатом) Городской думы. Полежаевы – купеческая фамилия, известная не только в Петербурге, но и по всей Российской империи. Основа их благосостояния – масштабная оптовая торговля хлебом и лесом, не только общероссийская, но и заграничная. Благотворительность – традиция для российского купечества, и Михаил Полежаев выделял средства и на эти цели, состоя членом различных обществ содействия простому люду.

Строивший дом художник-архитектор И. И. Яковлев работал в канцелярии обер-прокурора Синода, возводил по большей части училищные дома, занимался и церковным строительством. До наших дней дошла церковь Казанской иконы Божией Матери в Изваре, построенная им накануне революционных событий 1917 года. Дом Полежаева выделяется в творчестве этого мастера ярким романтическим обликом. Для улучшения «гигиеничности» квартир, насыщения их «светом и воздухом» в тот период практиковались обширные открытые дворы – и эта планировочная идея воплощена в доме Полежаева.

«Средневековые» мотивы оттеняются арочными лоджиями в ренессансном духе и богатой цветовой палитрой разнообразных отделочных материалов. Создается иллюзия, будто в крепостной стене, утратившей свое оборонное значение, горожане оборудовали себе уютное жилье – как и бывало в европейских городах на закате рыцарских времен. Среди всего этого архитектурного многообразия очень уютно чувствуют себя парные скульптуры: изображенные в полный рост атлант и кариатида в свободно ниспадающих одеждах легко, без малейшего напряжения подпирают балконы, словно не прерывая при этом беседу. Их одеяния, вероятно, из эпохи Возрождения...

Примечательно, что этот редкий по архитектуре доходный дом вырос в районе не самом аристократическом, но в то же время не так далеко от центра и важнейшего столичного транспортного узла – Николаевского (Московского) вокзала. Среди первых жильцов этого дома – Кирилл Павлович Бутусов, представитель знаменитой «футбольной» семьи, самый старший из братьев. В те предреволюционные годы, когда заселялся дом Полежаева, Бутусов состоял товарищем (заместителем) председателя Петроградской футбольной лиги. председателем спортивного клуба «Унитас», основателем которого он был, казначеем Российского олимпийского комитета и Петроградской хоккейной лиги.

В наши дни «дом-замок» по-прежнему сохраняет роль акцента этого уголка Петербурга, неизменно привлекая взгляды прохожих, художников, мастеров фотографии и фотолюбителей. Стекающиеся к дому Полежаева Старорусская, Новгородская и 8-я Советская улицы образовали в месте своего слияния своеобразную площадь, что дает возможность обозревать грандиозное здание во всей красе в различных ракурсах.

В 2001 году дом был признан выявленным объектом, представляющим художественную ценность. Теперь дело за малым – сохранить этот сложный архитектурный памятник без существенных утрат. Ведь помимо фасада в доме сохранилось внутреннее убранство: кованые лестничные решетки, лепнина, оконные переплеты, отделочная плитка.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5632) от 29.01.2016.


Комментарии