Время собирать камни. История необычной «акции» на Финском заливе

В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга сохранилась целая серия фотографий мастерской Буллы, запечатлевших, как зимой 1912 года со дна Финского залива близ станции Раздельная (ныне Лисий Нос) добывали громадные валуны. Один из снимков - перед вами.

Время собирать камни. История необычной «акции» на Финском заливе | Чтобы поднимать камни со дна залива, использовали специальные лебедки и труд водолазов.

Чтобы поднимать камни со дна залива, использовали специальные лебедки и труд водолазов.

Добыча продолжалась и на следующий год. Подрядчик Иван Лейпус, живший в поселке Владимировка (ныне Лисий Нос) у станции Раздельная, в июне 1913 года обратился в строительное отделение петербургского губернского правления и в «Петербургско-Ялтинское товарищество недвижимостей», которому принадлежала часть здешних земель: «Имею честь заявить, что я согласен взять на себя летом и осенью 1913 г. собирание камня в имениях «Горское», «Дубки» Бельгийского акционерного общества «Лахта» и в имении инженера Косоглядова...».

Лейпус сообщал: «Камень я буду собирать в различных частях означенных имений - в лесу, на лугах, в море, где он окажется в значительном количестве и в первую очередь в тех местах, которые будут указаны управлением имений по соглашению со мной. Причем я должен собирать весь камень, пригодный как для мощения улиц, так и для кладки стен и фундаментов величиной не менее трех вершков. Камни большие - величиной более полутора футов - должны быть расколоты или разорваны на куски величиной до полутора фута...».

Подрядчик указывал, что он будет получать «по 12 руб. за кубическую сажень булыжного и рваного камня в штабелях и по 90 коп. за погонный аршин гранита». Все работы он обязывался производить за собственный счет, своими рабочими и инструментами. «От конторы я получаю лишь, если потребуется, катальные горки, количеством не более двадцати, и тачки, количеством не более пяти штук».

На всякий случай чиновники от строительства запросили в канцелярии губернатора справку о благонадежности Лейпуса. Ответ гласил, что «названное лицо под судом и следствием не состоит и не состояло и сведений, компрометирующих его как в нравственном, так и в политическом отношении, не имеется».

Так что Лейпусу разрешили снова «рвать камни», соблюдая технику безопасности взрывных работ, хранения и перевозки пороха. В частности, предписывалось, «чтобы взрывы камней не производились ближе 200 саж. от всех дорог и жилых строений, а также в сумерки и ночное время» и «чтобы рабочие моложе 21 года к работам по взрыву камней не допускались».

#наследие #история #добыча

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (6405) от 22.03.2019 под заголовком «Камни со дна залива».


Комментарии