Календарь учащихся «Товарищ» из фондов школьного музея
Фото из работы автора
IX региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга
«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2020 год (в сокращенном виде).
Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.
Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).
Выполнил работу: Басукинский Даниил (ГБОУ СОШ №50 Петроградского района, 9 класс).
Календарь учащихся «Товарищ» из фондов школьного музея
Введение
Данная работа посвящена изучению «Календаря учащихся «Товарищ» за 1912-13 гг.» из фондов музея СОШ №50 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Календарь учащихся «Товарищ» с неразборчивыми и непонятными записями неизвестного владельца, относящимися предположительно к 1912-13 гг., выпушен типографией Отто Кирхнера. Календарь представлен в разделе о дореволюционных школьных принадлежностях школьного музея, но подробной информации об издании, содержании записей и их авторе в музее нет. Поэтому возникла необходимость изучения календаря «Товарищ».
Данное исследование может быть использовано при подготовке экспозиции школьного музея, публикаций в школьной газете, для пополнения знаний по истории Санкт-Петербурга и их дальнейшего применения.
1. Календарь учащихся «Товарищ»
1.1. Оформление и содержание издания
В нашем школьном музее есть интересный календарь-блокнот начала 20 века. В нем присутствуют данные о жизни, учебе, времяпрепровождении, друзьях и семье неизвестного мальчика.
Изучаемое издание имеет серо-голубую обложку со следами загрязнений, оставленными годами. Календарь учащегося «Товарищ» состоит из 124 листов бумаги, его размер 137х94 мм. На форзаце дневника находится календарь на 1912-1913 учебный год. На первой странице присутствует оглавление, ведь блокнот содержит множество интересных и полезных фактов. Также в начале можно увидеть пожелание от издателя для тех, кто купил этот блокнот. На последующих страницах календаря «Товарищ» находятся данные о расписании, праздниках и иноверческий календарь. Учащийся может заполнить свои данные об учёбе, о том, как он провёл день (некоторые из них заполнены). Количество данных страниц составляет 52 (столько же, сколько в году недель). В календаре присутствуют данные о грамматике, математике, географии, астрономии, физике, азбуке Морзе, таблице умножения, почтовые правила, список различных учебных заведений, музеи, список литературы и данные для фотографов-любителей. Пользователь календаря может в любой момент воспользоваться этими фактами. В блокноте предусмотрены данные о долгах человека, расписании поездов (заполнять его надо самому), дни рождения друзей и их адреса.
На титульном листе содержится информация о том, что календарь «Товарищ» выпускается 29-ый год, значит 1-ое издание вышло 1883-84 учебном году. Вероятно, издание календаря типографией Отто Кирхнера продолжалось до 1917-18 года.
Собирая информацию об этом издании, было установлено, что есть аналогичный календарь для девочек – «Подруга». Внутреннее содержание «Подруги» мало чем отличается от содержания «Товарища».
В советские годы подобное издание выпускалось под наименованием «Пионер» с соответствующим содержанием. Выпускалось оно в Москве издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Можно проследить выпуск издания с 1928 по 1931 гг. и с 1947 по 1962 гг.
Таким образом, календарь «Товарищ» был обычном явлением конца 19 – начала 20 века. Об этом говорит и большое количество продающихся в Интернете экземпляров словаря.
1.2.Производитель календаря
Производителем календаря является фабрика «Отто Кирхнер», работавшая с 1871 по 1918 гг. 23-летний немецкий мастер Отто Францевич Кирхнер открыл мастерскую 30 ноября 1871 года на Малой Морской в доме номер 14.
Кирхнер в первые годы работал сам с двумя учениками. Место и средства, необходимые для изготовления книг, были ограничены. Все работы они выполняли вручную. Отто Кирхнер был профессионалом своего дела, поэтому его мастерская очень быстро набрала популярность и закрепилась на рынке переплётных услуг.
Спустя 10 лет своего существования в мастерской работало уже не три человека, а 25-30 рабочих, в их распоряжении были необходимые инструменты и 13 машин для производства конторских книг.
Ежедневно они выпускали от 250 до 300 книг. В 1894 году, мастерская занимала целое здание на Малой Морской, 14. Из-за нехватки помещений, всё производство было перемещено на Большую Пушкарскую, 14-18 (сейчас – Большая Пушкарская, 10).
6 ноября 1901 г. Отто Кирхнер умирает. Фабрикой заведуют его сыновья – Карл и Франц Кирхнеры. Ассортимент, выпускаемый фабрикой, впечатлял. Это были конторские и копировальные книги, записные книжки-блокноты, регистраторы, бланки для «сбережения бумаг и документов», нотные тетради, альбомы для марок и открытых писем, фотографий и рельефных картин, для стихов, рисования, а также портфели, кошельки, бумажники, портмоне и прочее. И, конечно же, календари учащихся. В календарях их производства содержалась разнообразная информация из разных областей знаний, информация об изготовлении первого земного глобуса, лунных землетрясениях, печатались разные фотографии и картинки.
Самыми трудными для фабрики оказались годы Первой мировой войны и проследовавшая вслед за ней февральская революция 1917 года. Из-за вступления Российской империи в войну, посеялась ненависть к неприятелю – немцам, коими являлись Кирхнеры. Карл и Франц были арестованы и сосланы в Вологду как военнопленные еще в начале войны. Фабрика продолжила выпускать продукцию, но ее качество резко ухудшилось. Это можно объяснить всеобщим экономическим кризисом, охватившим Российскую империю в годы войны. После октябрьского переворота 1917 года сыновья Кирхнера вернулись в Петроград из ссылки, но на обращение работать на фабрике, если не управляющими, то хотя бы рядовыми специалистами, им отказали. Более того, их обвинили в поджоге собственной фабрики, абсолютно без доказательств.
В 1918 году фабрика была национализирована по решению ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства), этим же распоряжением предприятию дано наименование «Государственная фабрика «Светоч». В 1990-е годы фабрика стала частным предприятием, в 2001 году отметила свой 130-летний юбилей, а через несколько лет перестала существовать в результате банкротства.
2. Записи владельца
2.1. Обучение в училище, друзья
Изучив текст дневниковых записей за период с 29 июля 2912 по 9 февраля 1913, можно констатировать, что автор обучался в училище. На странице 25 под заголовком «Начальствующие лица» был обнаружен список преподавателей данного заведения. В строку «директор» вписан человек по фамилии Шлаев или Шлеев. В таблице преподавателей снова виднеется эта фамилия. В колонке «Предм.» напротив предмета «Закон», вероятно «Закон Божий», читаем «Симон Шлеев».
Благодаря книге Т.И. Пашковой «Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг. Исторический справочник», были выяснено, что С.И. Шлеёв был директором «Реального училища имени цесаревича Алексея Николаевича Единоверческого братства при Никольской единоверческой церкви» в 1912-1917 гг.
Таким образом, становится ясно, что автор дневника в 1912-13 гг. обучался в реальном училище. Что представлял этот тип учебных заведений в России в начале 20 века?
Реальные училища - это средние или неполные средние учебные заведения, в которых приоритет отдавался предметам естественной (история, естествознание) и математической направленности. Они возникли в 1830-е годы с целью распространения «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». В реальные училища поступали в 10 лет, курс обучения ребят длился 6-7 лет.
Данное училище было создано Единоверческим братством. Единоверием в России называлось направление в старообрядчестве, сторонники которого, сохраняя древние богослужебные обряды, признавали юрисдикцию Московского Патриархата, то есть официальной Православной церкви.
Единоверческое братство в Петербурге появилось в 1902 г. при единоверческом храме святого Николая Чудотворца на Николаевской улице, ныне это ул. Марата, 24а. Единоверческое братство ставило целью заботу о сохранении обычаев старообрядчества, а также занималось благотворительностью. Братство располагалось в церковном доме на Николаевской ул., 22, ныне Марата. Здесь братство содержало женскую гимназию, реальное училище, в котором бесплатно или за половинную плату обучалось до 130 мальчиков, детей прихожан, и женскую богадельню. В 1912 г. реальное училище переехало в дом 14а по Кузнечному переулку. Членами братства являлись известные петербургские благотворители: староста церкви кандидат богословия Санкт-Петербургского университета князь А. А. Ухтомский и почетный опекун генерал-лейтенант граф Н. Ф. Гейден. В 1910-е председателем братства был действительный статский советник А. А. Панков, секретарем – священник Г. Д. Дрибинцев.
Что представляло собой реальное училище Единоверческого братства при Никольской единоверческой церкви, которое носило имя цесаревича Алексея Николаевича?
Училище было создано 9 октября 1907 г. в качестве частного учебного заведения. Изначально ему было присвоено имя чиновника канцелярии «Священного Синода П. В. Верховского», а в 1912 г. - имя цесаревича Алексея Николаевича.
Первым директором училища был Алексей Алексеевич Ухтомский, он оставался директором и в момент поступления в училище автора дневника. В 1912 году его сменил Симеон Иванович Шлеёв.
При поступлении в училище родители давали обязательства:
1) Одевать по установленной в Училище форме, снабжать учебными пособиями и выплачивать необходимые элементы.
2) Следить за полным исполнением устава Училища своим ребенком.
3) Сообщать о нынешнем месте жительства своего ребенка.
По 34-35 страницам дневника можно понять, какие предметы изучал автор дневника: Закон Божий, русский язык, арифметика, алгебра, французский язык, немецкий язык, география, история, естествознание, черчение и рисование.
Судя по записям из дневника, мальчик достаточно часто пропускал уроки в училище. Несмотря на этот факт, он вытягивал некоторые предметы на 4-5, а по поведению имел стабильно «5». Также стоит отметить, что по некоторым предметам оценок нет, или он их не заполнил, а также можно предположить, что их у него не было, т. к. они были перечеркнуты.
На обратной странице титульного листа стоит год его рождения - 1898. На учебный год 1912-13 автор дневника учился в 3 классе училища, где по нашим расчетам ему должно быть 13-14 лет. На 40-й странице календаря можно прочитать надпись «Расписание экзаменов в 3 классе в 1918 году», тогда получается, что мальчику было 20 лет. Почему такое несоответствие? Можно предположить, что цифра «8» это исправленная цифра «2» или «3». Тогда это противоречие разъясняется. Поскольку ниже есть надпись «Май», мы делаем вывод, что записи были сделаны в 1913 г.
Из друзей мальчика можно выделить Ваню, Сергея, Бориса, Машу и Сашу. Чаще всего, когда он не ходил в училище, к нему приходил Борис . Можно предположить, что Сережа был братом автора данной книги, т. к. он упоминался во время праздников или семейных событий. По записям в разделе «Адреса» можно узнать места жительства его друзей по училищу. Б. Грелин жил на 6-ой Рождественской; Н. Лавров - Свечном переулке 9, кв. 18; С. Грумирев – Боровой 21, кв.27; М. Харькова - Лиговской 183, кв. 36; М. Масленик – ст. Лигово, И. Тихонов - Коломенской 26. Получается, что большая часть друзей проживала близко к центру, за исключением М. Масленика.
В итоге было установлено учебное заведение, его история и требования при поступлении, перечень изучаемых предметов, друзья автора и их возможные места жительства.
2.2.Семья
В процессе исследования дневниковых записей было обнаружено много упоминаний о семье автора.
Она была верующей, как и большинство в то время, почти каждый день владелец календаря ходил молиться в церковь. Из записей можно узнать состав семьи: мать, бабушка, дедушка (из записей известно, что он уже умер), крестный и брат Сергей. Упоминаний об отце нет, но из документов архива известно, что он умер (Приложение 12). О сестрах информации нет, но можно предположить, что несколько человек из списка друзей являются родственниками владельца. Фигурируют друзья и знакомые отца, например, Александр.
На странице 144 мы обнаружили перечисления именин и дней рождений. Все из перечисленных на этой странице имели фамилию «Степанов(а)», из чего можно сделать вывод, что эти люди были родственниками владельца календаря, а значит, и он носил ту же фамилию.
Зная предположительную фамилию владельца, мы обратились в центральный государственный исторический архив СПб (далее ЦГИА СПб), так как там хранятся личные дела учащихся «Реального училище имени цесаревича Алексея Николаевича Единоверческого братства при Никольской единоверческой церкви». Там были обнаружены данные 3-х Степановых: Степанов В., Степанов Н., Степанов П. При работе было выяснено, что нам подходит только Владимир Степанов. При сравнении дат рождения в календаре «Товарищ» и личном деле обнаружилось, что они совпадают. Владимир родился 8 июля 1899 года. Однако в календаре значится другой год рождения – 1898. Можно предположить, что владелец календаря ошибся, или он специально написал такую дату. 15 июля в календаре соответствует дате его крещения из метрической книги. Там же содержатся данные о крёстных мальчика, и они соответствуют записям в блокноте: А. Степановой и В.Ф. Степанова.
Документы ЦГИА СПб позволяют нам сделать вывод, что Владимир поступил в училище в 1910 году, в 1914 учился в третьем классе. Также в архиве есть документы о повторном поступлении в училище в 1916 году.
В личном деле были обнаружены имена родителей: Мария Петровна и Яков Федотович Степановы. Все документы, адресованные директору училища, подписаны матерью. На стр. 143 календаря есть запись о дне рождения М.П. Степановой – 6 февраля. Среди записей в календаре есть несколько упоминаний мамы: подарок сыну Владимиру в виде 3-х книг Жюля Верна и празднование её именин.
Благодаря материалам архива мы узнали место проживания семьи - Предтеченская улица (сейчас – Черняховского), д. 11 кв. 5. Оказалось, что этот дом был доходным и принадлежал судовладельцу Федоту Степановичу Степанову. Ему также принадлежал второй доходный дом по ул. Казанская, 17. В телефонном справочнике Петербурга за 1912 г. он значится как владелец буксирного пароходства. Папу Владимира звали Яков Федотович, значит, Федот Степанович может быть дедом Владимира. В календаре он пишет, что дедушка умер. Вероятно, телефонный справочник был издан до смерти дедушки. В телефонном справочнике за 1913 г. судовладельцем уже указан Василий Федотович Степанов, крестный отец и дядя Владимира.
Из данных личного дела было выяснено, что дедушка Владимира являлся владельцем доходных домов и буксирного пароходства. В «Справочной книге о купцах г. Санкт-Петербурга 1898 года» присутствует запись о купце второй гильдии Федоте Степановиче Степанове. Кроме этого есть информация, что Ф.С. Степанов за свой счёт построил храм Воскресения Христова на Воронежской улице (сейчас – Константина Заслонова, д. 6). Но этот храм принадлежал не единоверцам, а другой старообрядческой общине – «поповцам», а Ф.С. Степанов был попечителем и казначеем этой общины. Можно сделать вывод, что семья Степановых принадлежала именно к этой общине, а Владимир упоминает именно этот храм в своих записях, тем более, что он находился не далеко от дома, где жила семья (храм не сохранился).
Исходя из всех этих фактов, становится очевидным, что семья Степановых была богата, хотя ее представители записаны в документах как крестьяне Тверской губернии.
Записи в календаре подтверждают материальный уровень семьи. Они могли позволить себе купить граммофон и сходить в кинематограф. Стоимость граммофона в то время равнялась примерной стоимости лошади, которая стоила от 70 до 100 рублей, а стоимость билета в кино варьировалась от 35 копеек до 5 рублей. Например, за 35 копеек можно было купить 2 литра молока, а за 5 рублей можно было купить 2 килограмма красной икры.
Данные личного дела свидетельствуют о том, что Степановы жили на даче в Куоккале (ныне – Репино) и много путешествовали по России. Между титульным листом и оглавлением находится карта европейской и азиатской России. На карте Европейской России есть пометки по линиям железных дорог в городах: Санкт-Петербург, Чудово, Москва, Лозовая, Ростов (современный Ростов-на-Дону). На странице 252 есть список станций: Ленская, Удельная, Озерки, Шувалов, Парголово, Левашова, Гравская (вероятно Графская), Дубины, Белоосторов, Ольгино, Райоки (вероятно Раяйоки), Куоккала, Келломяки, Териоки и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья Степановых была большой, верующей и имела достаток выше среднего, что позволяло им приобретать дорогие вещи, ходить в кинематограф, путешествовать и содержать дачу.
Заключение
В ходе исследования календаря «Товарищ» изучено издание, его история и содержание, прочитаны и проанализированы записи владельца, зафиксированы особенности его жизни, быта и учебы.
Стало понятно, что календарь «Товарищ» был обычным явлением того времени. Об этом говорит и количество продающихся в Интернете экземпляров словаря.
Также выяснено, что 13-летний автор дневниковых записей, который учился в 3-ем классе Реального училища имени цесаревича Алексея Николаевича Единоверческого братства при Никольской единоверческой церкви – Владимир Степанов.
Появилась возможность изучить историю Реального училища имени цесаревича Алексея Николаевича Единоверческого братства при Никольской единоверческой церкви, требования при поступлении, перечень изучаемых предметов, круг друзей автора по училищу и их возможные места жительства.
Про семью получена информация, что она была староверческой, дед и отец Владимира были предпринимателями, поэтому семью можно считать богатой. Очень интересной оказалась информация о дедушке Владимира Федоте Степановиче Степанове, домовладельце, судовладельце и благотворителе.
Углубленное изучение календаря, записей Владимира Степанова и его семейной истории показало жизнь того времени. Анализ информации еще больше увеличил интерес к быту начала двадцатого века.
Таким образом, цель исследования достигнута полностью, так как удалось получить обширную информацию об исследуемом музейном предмете, в соответствии с задачами.
Комментарии