Как восстановить свою родословную? Интервью со специалистом.

Бум изучения родословных начался четверть века назад, когда многие наши сограждане осознали, что очень мало или даже практически ничего не знают о своих предках. Почему это случилось и как восстановить свою семейную память? Об этом наш разговор с кандидатом юридических наук Даниилом ПЕТРОВЫМ, заместителем председателя общественного совета при архивном комитете Санкт-Петербурга. Кроме всего прочего, Даниил Викторович еще и ведет на радио «Град Петров» цикл передач «Родословные детективы, или Возвращение к семейным истокам».

Как восстановить свою родословную? Интервью со специалистом.  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Даниил Викторович, чем, на ваш взгляд, объяснить проснувшийся в наших современниках интерес к изучению своих родословных?

- Мне кажется, он возник по той причине, что огромное число людей на закате советского времени оказались - пусть мое сравнение и покажется кому-то резким - у разбитого родословного корыта. У них возник самый элементарный вопрос: а кто же были их предки, почему они про них практически ничего не знают?

Причин этого незнания, на мой взгляд, было несколько. Можно объяснить его тем, что в советское время страна была нацелена исключительно на построение «светлого будущего», что коснулось и семейной истории. То, что было когда-то в прошлом, большинство сограждан интересовало мало.

Безусловно, свою роль сыграла политика. Хорошо известно, что вскоре после революции людей стали преследовать по признаку происхождения, причем не только дворянского. Проблемы могли возникнуть, даже если «неправильной» биографией отличались дальние родственники. Например, имели отношение к церкви или служили офицерами в царской армии.

Поэтому многие, чтобы не навредить детям, себе и семье в целом, остерегались рассказывать о своих предках, если те не принадлежали к числу пролетариата и беднейшего крестьянства...

В результате возник информационный разрыв между поколениями. И может показаться, что поправить уже ничего невозможно, поскольку спросить не у кого: не так много бабушек и дедушек помнят своих «дореволюционных» предков. Однако на самом деле ситуация вовсе не столь безнадежная.

Мы порой не представляем, сколько информации, относящейся к семейной истории, хранится в государственных архивах. Причем она вполне доступна. Если речь идет о материалах, не имеющих грифа секретности, то для прямых потомков непреодолимых ограничений быть не может.

Я рекомендую начинать поиски с советского периода, потому что в нем, как ни странно, можно найти немало информации о том, что было и до революции. Такой поиск может оказаться самым настоящим детективным расследованием.

- С чего же надо начинать?

- Прежде всего - подробно расспросить своих близких, представителей старшего поколения. Они зачастую знают много, что не отражено в документах. Затем обратиться к домашнему архиву, искать там любые зацепки о местах учебы, работы, службы и проживания предков.

Особое внимание стоит обратить на дипломы и трудовые книжки. Дело в том, что в тех учреждениях и организациях, где человек учился или работал, скорее всего, сохранилось его личное дело. А в нем - подробные автобиографии и анкеты, которые в советское время, как известно, требовали при приеме на работу.

В любом случае трудовая книжка - это наводка на архивы организаций, указанных в ней. Согласно общему правилу, когда человек увольняется, его личное дело закрывают, после чего оно хранится в ведомственном архиве 75 лет.

По истечении этого срока может произойти «экспертиза ценности». Те документы, которые ее проходят, попадают на постоянное хранение в государственные архивы. А те, что не проходят, могут быть совершенно законно уничтожены. В результате история человека, а значит, и семьи, окажется навеки утраченной.

Так что тем, кто думает об изучении родословной и знает, где его предок работал до 1944 года, рекомендую очень поторопиться с обращением в ведомственные архивы.

Кстати, списанные документы иногда всплывают в самых неожиданных местах. Например, в букинистических магазинах. К примеру, в одном из них мне довелось приобрести очень любопытные личные дела сотрудников финансового отдела Леноблисполкома, работавших в нем в 1920 - 1930-е годы...

- Правильно я понимаю: для начала следует позвонить в искомую организацию и уточнить: сохранились ли там личные дела сотрудников за такой-то период?

- Именно так. Если ответят, что не сохранились, то обязательно поинтересоваться: в какой архив они были сданы? В нашем городе, как правило, речь идет о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) и Центральном государственном архиве документов по личному составу Санкт-Петербурга (ЦГАЛС СПб).

Очень важную информацию к портрету вашего предка и к истории всей семьи могут дать докладные записки под названием «Информация о настроениях», хранящиеся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб).

Откуда взялись эти записки? Не секрет, что практически в каждой организации, учреждении были люди, которые, кроме своей непосредственной работы, были еще и тайными осведомителями органов госбезопасности. В их задачи входило бдительно следить за тем, что говорят сослуживцы о ключевых политических вопросах, составлять отчеты с высказываниями конкретных людей и представлять своему начальству. Аналогичный надзор за гражданами - в виде нагрузки - нередко возлагался на членов партии и комсомола. Что они добросовестно и делали.

Сегодня эти рассекреченные донесения, относящиеся к 1930 - 1950-м годам, говорят о многом. Может показаться удивительным: несмотря на тотальную пропаганду и отсутствие альтернативной информации, многие граждане мыслили весьма критично и порой даже на публике не боялись высказывать свою точку зрения, за что порой могли пострадать.

Зачастую подобные сводки были оформлены в виде таблицы, правый столбец которой был озаглавлен «принятые меры». Там нередко значилось: «передано в НКВД». Что означало привлечение по 58-й статье за «контрреволюционную агитацию и пропаганду»...

- Как же найти в архиве «цитаты» своего предка?

- Если вы знаете, где он работал, учился или служил в эти годы, то можно посмотреть в фонде соответствующего райкома партии: там могут быть сводки по конкретной организации. Нельзя исключать, что мнение какого-то даже рядового рабочего, техника, инженера, кочегара, уборщицы попало в донесение.

Сошлюсь на пример из собственной семейной истории. Мне удалось найти «антисоветскую» цитату своей бабушки, которая была всего лишь прачкой. В 1940 году она пострадала за опоздание на работу. Напомню, тогда был принят указ, вводивший уголовную ответственность за нарушение трудовой дисциплины. И бабушка, уже после того, как ей предъявили претензии, сказала: «Дисциплина почти крепостная стала»...

Вот это высказывание политрук в военно-морском училище и внес в секретную докладную вышестоящему начальству. И за все свои «прегрешения» моя бабушка отправилась на несколько месяцев в «Кресты». Впоследствии, когда в семье заходили разговоры о политике, она всегда молчала и внешне была очень лояльна к советской власти.

Не так давно сразу несколько общественных организаций обращались в Росархив (Федеральное архивное агентство) и в городской архивный комитет с предложением сделать на основе сводок о настроениях электронную базу данных, доступную в Интернете. Но получили вежливый отказ: мол, ее создание не является приоритетной задачей. Хотя на самом деле подобный глас советского народа - уникальный источник, который сегодня очень бы помог в изучении не только родословных, но и истории Отечества в целом...

В читальном зале ЦГА СПб любому посетителю уже сейчас доступна электронная картотека лиц, лишенных в 1920 - 1940-х годах избирательных прав. В том числе тех «социально-чуждых», о которых я уже упоминал. Это более четырехсот тысяч человек, прежде всего жителей Ленинграда и области.

Князей и генералов там - единицы. В основном - потомки бывших простых крестьян и мещан, получивших патент на торговлю во время нэпа: такие граждане с начала 1930-х годов автоматически попадали в разряд неблагонадежных. Ну кто сегодня знает, что чья-то бабушка в 1920-х годах торговала цветами на Покровском рынке? А вот картотека может про это поведать.

Самое главное - в ней есть ссылки на архивный фонд, из которого была взята информация. А уже в нем можно попытаться найти «Протокол комиссии по лишенным избирательных прав». Граждане, попавшие в списки неблагонадежных, подавали заявление с просьбой исключить их из категории «лишенцев». Комиссии рассматривали эти дела, после чего, как правило, следовал отказ. По сути, в этих материалах - биография человека и данные по всей его семье. Уникальный исторический документ!..

Кроме того, в процессе работы в ЦГАИПД СПб я не раз сталкивался с такими документами 1920 - 1930-х годов, как «Перечни социально-чуждых людей». Они рассекречены, хотя и не полностью. Такие списки создавались и по районам, и по предприятиям. Другое название для этих граждан - «бывшие люди». Термин возник как обобщение от «бывший дворянин», «бывший офицер», «бывший торговец» и так далее и приобрел поистине зловещее значение.

- Как известно, многие источники, связанные с родословными, ныне выложены в Интернете...

- Да, там можно найти самые разные базы данных с родословной информацией: «Памяти героев Великой войны 1914 - 1918», «Память народа» (погибшие, попавшие в плен и пропавшие без вести в 1941 - 1945 годах), «Блокада Ленинграда. Эвакуация», «Возвращенные имена» (репрессированные), «Жертвы политического террора в СССР» и многие другие.

Все эти источники постоянно пополняются. Как и очень любопытная база данных «Прожито. Личные истории в электронном корпусе дневников», в которой возможен сквозной контекстный поиск по фамилиям и адресам.

Коль скоро в изучении семейной истории мы движемся от современности к прошлому, отдельно обращу внимание на один из основных родословных источников дореволюционного периода - метрические книги. Некоторые государственные архивы уже начали их оцифровывать и даже выкладывать в Интернет. В этих документах фиксировались рождения, браки и смерти наших предков. Так, по Петербургу и области эти документы хранятся в ЦГИА СПб.

Метрические книги (и близкие к ним по генеалогическому значению ревизские сказки и исповедальные ведомости) помогают восстановить родословное древо, идя от более позднего предка к более раннему. Например, в записи о рождении бабушки будут указаны ее родители. Данные об их браке и рождении надо искать в предшествующих по времени метрических книгах... По этой несложной методике и воссоздается основа знаний о прошлом семьи - родословное дерево.

- Куда человеку, ведущему поиск родословной, обращаться после того, как он поработал в ведомственных и городских архивах?

- К менее стандартным родословным источникам. Очень часто новое поле для изучения истории семьи дает нам кладбище, где захоронены предки, особенно если они из сельской местности. Деревенские погосты примечательны как раз тем, что там по большей степени покоятся и близкие, и дальние родственники. Иногда в одном селе жили или по сей день живут представители трех-четырех фамилий, и они все родня друг другу в том или ином колене.

Если на могиле не сохранилась табличка или нет даже самой могилы, помогут архивные кладбищенские документы. В специальной инвентаризационной книге может быть расшифровка данных о каждом погребении: имя человека и даты его жизни.

Архивы кладбищ порой находятся в их администрациях, а в сельских районах - в местных органах власти. Они могут быть сданы и в государственные архивы. В Петербурге существует архив по учету захоронений на кладбищах города (на 1-й Советской улице, 8), который хранит всю информацию о городских погостах, начиная с 1930-х годов.

Многие дореволюционные документы петербургских кладбищ сданы в ЦГИА СПб. Могу посоветовать также обратиться в РГИА, где, например, можно посмотреть фонд великого князя Владимира Михайловича. Он по своему собственному почину организовал опись кладбищ в разных частях страны. И это сегодня очень важно, поскольку старые погосты сильно пострадали после революции, а многие были вообще уничтожены.

Еще один важный источник - места, где жили наши предки: они тоже могут хранить важную информацию, которая ждет своего исследователя. Уже за полсотни километров от областных центров мы увидим немало пустеющих и вымирающих деревень. Потомки их жителей давно обитают в городах, а дома пращуров заброшены. Может быть, кому-то повезет, и там, на чердаке, в чулане, подвале он найдет предметы или документы, связанные с историей семьи...

О многом способны рассказать и хранящиеся дома семейные реликвии. Предмет с посвящением, икона с дарственной надписью... С ними могут быть связаны важные или интересные семейные события. Такие предметы надо обязательно «прочесть» - то есть получить из них максимум сведений об их былых владельцах: когда вещь была создана или приобретена, кому принадлежала. О статусе человека и его воззрениях, чертах характера такая вещь может сказать многое.

- А если известен конкретный адрес в нашем городе, где когда-то жил кто-то из предков, это поможет в поиске?

- Конечно! В петербургских архивах есть ряд источников, в которых, оттолкнувшись от адреса, можно обнаружить ценную информацию о составе семьи на определенный период, о том, чем занимались ее члены, а в некоторых случаях - даже сколько зарабатывали.

Во-первых, это домовые книги. Те, что датированы ранее 1975 года, районные жилищные агентства сдают в ЦГА СПб. Домовые книги, относящиеся к 1920-м и 1930-м годам, давно уже находятся в этом архиве и доступны каждому.

Во-вторых, есть очень любопытный архивный фонд в том же архиве - «Управление уполномоченного народного комиссариата финансов». Это адресные списки налогоплательщиков за 1920-е и 1930-е годы. Фининспектора обходили каждую квартиру и переписывали всех жильцов, включая несовершеннолетних. Узнавали, кто и где работает, на какие средства живет, какую квартплату платит, сколько комнат занимает...

- Скажите, у вас есть обратная связь с теми, кто воспользовался вашими рекомендациями?

- Конечно. Многие, действительно загоревшись идеей восстановить свою родословную, засели в архивах, провели большую работу и нашли уникальные документы по истории своих семей.

Важно, что найденные документы проливают свет и на прошлое страны в целом, ведь родословие и история страны - единая субстанция, единая сущность. Находить причинно-следственные связи, ниточки, которые связывают исторические события, с одной стороны, и судьбы обычного, рядового человека, с другой, - возможно, самое важное и интересное в родословных поисках.

Читайте также историю одной петербургской семьи.

#родословная #история #семья

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (6438) от 15.05.2019 под заголовком «Древо без корней».


Комментарии