Как вернули Шлиссельбург

Четверть века назад город Петрокрепость снова стал Шлиссельбургом. Указ президиума Верховного Совета России был подписан в Москве 23 марта 1992 года.

Как вернули Шлиссельбург | ФОТО Ольги НИЛОВОЙ

ФОТО Ольги НИЛОВОЙ

Этому событию предшествовал референдум 12 июня 1991 года, на котором большинство жителей Петрокрепости (64,9% голосовавших) высказались за возвращение городу его исторического имени. Всего же в опросе участвовали 73,2% жителей Петрокрепости (6623 человека). Кстати, напомним, в тот же день аналогичный референдум прошел и в Ленинграде: большинство жителей (54,86%) высказались за Санкт-Петербург, причем в голосовании участвовали 64,7% горожан.

Добавим, что возвращение прежних названий Петербургу и Шлиссельбургу стояло в одном ряду с появлением на карте Нижнего Новгорода (до 1990 года - Горький), Екатеринбурга и Самары (до 1991 года, соответственно, Свердловск и Куйбышев).

Имя «Петрокрепость» просуществовало почти пятьдесят лет. Указ президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1944 года гласил: переименовать Шлиссельбург - в Петрокрепость, Петергоф - в Петродворец, а поселок Дудергоф - в Нагорное. Логика была понятной: стереть любые немецкие следы на территории России, особенно там, где прошлось вражеское нашествие... Тем не менее уже в годы хрущевской оттепели зазвучали голоса, утверждавшие, что названия-то ведь сами по себе не виноваты.

Первой ласточкой стала публикация в «Ленинградской правде» 4 июня 1957 года под красноречивым заголовком «Это сделано непродуманно». Подобная статья в тогдашней главной городской партийной газете была сигналом, своего рода вольномыслием, официально допущенным «сверху».

Публикация была коллективной, среди подписавших ее были начальник Госинспекции по охране памятников А. Победоносцев и директор дворцово-паркового управления Петергофа А. Донецкий. Как отмечалось в газете, «в течение послевоенных лет при массовом переименовании улиц и пригородов Ленинграда был допущен ряд существенных ошибок, вызывающих недоумение и возражения многих трудящихся». И тот же Шлиссельбург связан с победами русского оружия в 1702 году, а также с революционными борцами, томившимися в крепости Орешек. «Спрашивается, зачем город переименован в Петрокрепость?» - вопрошали авторы.

Еще одной важной вехой стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1957 года, в котором признавались «крупные недостатки и отступления от ленинских традиций» в деле присвоения имен государственных и общественных деятелей. Мол, Ленин учил скромности, был непримиримым противником возвеличения его имени. Указ запрещал присваивать имена деятелей государства, партии, науки и культуры при их жизни.

Именно на это распоряжение ссылались представители Ленинградского дома ученых в своем обращении к председателю Ленинградского облисполкома и в обком партии. Оно было датировано 31 декабря 1957 года. Документ подписали директор Дома ученых С. А. Корольков и председатель военно-исторической секции генерал-майор Г. Н. Караев. Они напоминали чиновникам, что на статью в «Ленправде» до сих пор нет никакой реакции. «Мы, военные историки, участники Великой Отечественной войны, решили присоединить свой голос к голосу общественности и просить областные организации принять решение в пользу восстановления городу и крепости Шлиссельбург их исторического наименования».

Судя по документам ЦГАИПД (бывшего партийного архива), отклик все-таки был: председатель исполкома Ленинградского облсовета Н. И. Смирнов 12 февраля 1958 года обратился к секретарю Ленинградского обкома И. В. Спиридонову. Он отмечал, что, по данным председателя исполкома горсовета Петрокрепости, абсолютное большинство (до 95%) местных жителей высказались за возвращение названия Шлиссельбург. Трудящихся поддержали местный исполком и Мгинский райком партии. Поэтому, как отмечал Смирнов, исполком Леноблсовета тоже не против.

Однако дальше дело застопорилось. По всей видимости, вступили в силу политические соображения более высокого порядка. Очевидно, в Кремле посчитали, что возвращение хотя и исторического, но «чуждого» названия политически вредно и нецелесообразно. Да и вообще граничит с «ревизионизмом» решений, принятых во время Великой Отечественной войны...

P. S. Название «Петрокрепость» и сегодня есть на карте Ленинградской области: так называется железнодорожная станция на противоположном от Шлиссельбурга берегу Невы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии