Как попасть в историю

В рамках исторического парка под названием «Россия - моя история» на Бассейной ул., 32, открылась экспозиция, посвященная Петербургу. Она в гораздо большей степени, нежели все остальное пространство, похожа на музей, поскольку здесь можно не только считывать информацию с виртуальных экранов. Первые, кто встречает посетителей, - два воина (естественно, манекены) тех времен, когда приневский край был спорной территорией между шведами и новгородцами.

Как попасть в историю | ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

- По оценке знатока древнерусского оружия профессора Анатолия Кирпичникова, эти манекены представляют собой идеальную реконструкцию доспехов XIII века. Они созданы в соответствии с существовавшей тогда технологией: кованые мечи, доспехи, кольчуги, - поясняет автор концепции Алексей Кожемякин.

В галерее персонажей-манекенов - и первый строитель города солдат Преображенского полка, и петербургские обитатели ХIХ века, и персонажи революции 1917 года - солдаты и матросы, и даже женщина-милиционер из 1930-х годов... Любопытная деталь: все манекены имеют лица наших современников. Например, в лице моряка петровского времени весьма заметно портретное сходство с директором Музея артиллерии Валерием Крыловым. С согласия последнего, конечно же.

Что же касается самой экспозиции, то она, по словам ее организаторов, ни в коем случае не дублирует уже имеющиеся. Она посвящена исключительно тому, как в разные времена развитие транспортных потоков и информационной среды отражалось на облике города и повседневной жизни обитателей. Автору такой необычной инфраструктурной концепции истории Петербурга, несомненно, помог его научный багаж: Алексей Кожемякин - кандидат физико-математических наук.

Создатели экспозиции исходят не из культурно-хронологического, а скорее, прагматического взгляда на город. Он представлен как организм, который нужно обогревать (в разное время - по-разному: дровами, торфом, углем, газом, электричеством), снабжать водой, продуктами и промышленными товарами, обеспечивать информацией и подпитывать людскими ресурсами. Поэтому развитие и современный масштаб Петербурга определило не столько возведение Зимнего дворца или Исаакиевского собора, сколько строительство порта, Староладожского, Новоладожского и Морского каналов, создание Мариинской и Волго-Балтийской транспортных систем, железных дорог. Большинство этих событий историки почему-то недооценивают.

- Едва ли кто представляет, что в свое время Староладожский канал, начатый при Петре I, а законченный при Анне Иоанновне, фактически спас Петербург от превращения в провинциальный захолустный городок. После смерти Петра двор уехал, город опустел. В 1731 году в указе о переезде императрицы Анны Иоанновны в Петербург указывалось: «В связи с окончанием строительства Ладожского канала». Кстати, на то время он был крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, - говорит Кожемякин.

А вот другая ситуация: какие факторы влияли на формирование транспортного «скелета» города? Знаменитые три луча, сходящиеся к Адмиралтейству, появились во времена той же Анны Иоанновны. А «помогли» этому сильнейшие пожары 1736 - 1737 годов, опустошившие значительную часть города.

Благодаря промышленнику Николаю Путилову в конце XIX века появился новый транспортный «скелет»: был построен Морской канал, ведущий в порт, а затем железная дорога («путиловская»), которая с юга очерчивает границу промышленных районов. Это тот самый «серый пояс», за которым впоследствии возникали уже новые кварталы.

Бурное развитие города оборвалось с началом Великой Отечественной войны. Перед ней население Ленинграда насчитывало три с половиной миллиона человек - он был в то время одним из самых больших городов Европы, с развитой промышленностью, большим числом учебных заведений.

- Очень важный момент: блокада Ленинграда как феномен была заложена той транспортно-информационной структурой, которая была связана с географическим положением города и в результате оказалась своеобразной ловушкой, - отмечает Кожемякин. - В итоге то обстоятельство, что немцы перерезали железную дорогу на Вологду - последнюю из тех, что связывала Ленинград со страной, по сути, привело к тому, что город остался без продовольствия. Значительных его запасов в Ленинграде не было - он практически снабжался «с колес».

Только к маю 1942 года транспортных потоков, которые были налажены в условиях блокады, стало достаточно, чтобы осажденный Ленинград полноценно функционировал как город-фронт.

А после прорыва блокады в январе 1943 года был осуществлен уникальный инфраструктурный проект: за две недели был возведен железнодорожный мост через Неву и построена магистраль по пробитому коридору на Большую землю.

В новые времена за последние два десятка лет город получил современную транспортную основу - новые путепроводы, Кольцевую автодорогу и Западный скоростной диаметр. Благодаря ей происходит вытеснение «серого пояса» за Кольцевую автодорогу, строительство возле нее жилых районов, развитие намывных территорий. Вообще только в XXI веке были реализованы многие идеи Петра: город получил надежную защиту от наводнений, был построен достойный морской порт.

Кстати, мы порой недооцениваем ленинградские достижения времен «развитого социализма». А ведь именно тогда, в 1973 году, был принят план развития города, на котором так или иначе базируются нынешние планы развития Петербурга. В ту пору были построены аэропорт «Пулково», гостиница «Прибалтийская» и Ленинградская атомная электростанция. Сегодня все привыкли путешествовать в Москву на «Сапсане». Между тем не надо забывать, что еще в 1984 году началось скоростное железнодорожное сообщение между Ленинградом и Москвой: поезда ЭР-200 преодолевали путь за четыре с половиной часа - примерно на полчаса дольше, чем теперь.

Нередко события, которые выглядят не столь яркими в истории, оказываются «градообразующими».

- Сегодня может показаться, что одна из самых главных традиций нашего города - регулярный развод невских мостов - была всегда. Ничего подобного! - поясняет Кожемякин. - Она родилась в 1964 году: когда был введен в строй Волго-Балтийский канал, Ленинград стал транзитным участком из Балтийского моря в Каспийское и Черное. Поскольку поток был огромный, мосты стали разводить по расписанию: прежде это происходило от случая к случаю.

#история #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.