Главная городская газета

Как попасть в историю

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Как попасть в историю | ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

В рамках исторического парка под названием «Россия - моя история» на Бассейной ул., 32, открылась экспозиция, посвященная Петербургу. Она в гораздо большей степени, нежели все остальное пространство, похожа на музей, поскольку здесь можно не только считывать информацию с виртуальных экранов. Первые, кто встречает посетителей, - два воина (естественно, манекены) тех времен, когда приневский край был спорной территорией между шведами и новгородцами.

- По оценке знатока древнерусского оружия профессора Анатолия Кирпичникова, эти манекены представляют собой идеальную реконструкцию доспехов XIII века. Они созданы в соответствии с существовавшей тогда технологией: кованые мечи, доспехи, кольчуги, - поясняет автор концепции Алексей Кожемякин.

В галерее персонажей-манекенов - и первый строитель города солдат Преображенского полка, и петербургские обитатели ХIХ века, и персонажи революции 1917 года - солдаты и матросы, и даже женщина-милиционер из 1930-х годов... Любопытная деталь: все манекены имеют лица наших современников. Например, в лице моряка петровского времени весьма заметно портретное сходство с директором Музея артиллерии Валерием Крыловым. С согласия последнего, конечно же.

Что же касается самой экспозиции, то она, по словам ее организаторов, ни в коем случае не дублирует уже имеющиеся. Она посвящена исключительно тому, как в разные времена развитие транспортных потоков и информационной среды отражалось на облике города и повседневной жизни обитателей. Автору такой необычной инфраструктурной концепции истории Петербурга, несомненно, помог его научный багаж: Алексей Кожемякин - кандидат физико-математических наук.

Создатели экспозиции исходят не из культурно-хронологического, а скорее, прагматического взгляда на город. Он представлен как организм, который нужно обогревать (в разное время - по-разному: дровами, торфом, углем, газом, электричеством), снабжать водой, продуктами и промышленными товарами, обеспечивать информацией и подпитывать людскими ресурсами. Поэтому развитие и современный масштаб Петербурга определило не столько возведение Зимнего дворца или Исаакиевского собора, сколько строительство порта, Староладожского, Новоладожского и Морского каналов, создание Мариинской и Волго-Балтийской транспортных систем, железных дорог. Большинство этих событий историки почему-то недооценивают.

- Едва ли кто представляет, что в свое время Староладожский канал, начатый при Петре I, а законченный при Анне Иоанновне, фактически спас Петербург от превращения в провинциальный захолустный городок. После смерти Петра двор уехал, город опустел. В 1731 году в указе о переезде императрицы Анны Иоанновны в Петербург указывалось: «В связи с окончанием строительства Ладожского канала». Кстати, на то время он был крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, - говорит Кожемякин.

А вот другая ситуация: какие факторы влияли на формирование транспортного «скелета» города? Знаменитые три луча, сходящиеся к Адмиралтейству, появились во времена той же Анны Иоанновны. А «помогли» этому сильнейшие пожары 1736 - 1737 годов, опустошившие значительную часть города.

Благодаря промышленнику Николаю Путилову в конце XIX века появился новый транспортный «скелет»: был построен Морской канал, ведущий в порт, а затем железная дорога («путиловская»), которая с юга очерчивает границу промышленных районов. Это тот самый «серый пояс», за которым впоследствии возникали уже новые кварталы.

Бурное развитие города оборвалось с началом Великой Отечественной войны. Перед ней население Ленинграда насчитывало три с половиной миллиона человек - он был в то время одним из самых больших городов Европы, с развитой промышленностью, большим числом учебных заведений.

- Очень важный момент: блокада Ленинграда как феномен была заложена той транспортно-информационной структурой, которая была связана с географическим положением города и в результате оказалась своеобразной ловушкой, - отмечает Кожемякин. - В итоге то обстоятельство, что немцы перерезали железную дорогу на Вологду - последнюю из тех, что связывала Ленинград со страной, по сути, привело к тому, что город остался без продовольствия. Значительных его запасов в Ленинграде не было - он практически снабжался «с колес».

Только к маю 1942 года транспортных потоков, которые были налажены в условиях блокады, стало достаточно, чтобы осажденный Ленинград полноценно функционировал как город-фронт.

А после прорыва блокады в январе 1943 года был осуществлен уникальный инфраструктурный проект: за две недели был возведен железнодорожный мост через Неву и построена магистраль по пробитому коридору на Большую землю.

В новые времена за последние два десятка лет город получил современную транспортную основу - новые путепроводы, Кольцевую автодорогу и Западный скоростной диаметр. Благодаря ей происходит вытеснение «серого пояса» за Кольцевую автодорогу, строительство возле нее жилых районов, развитие намывных территорий. Вообще только в XXI веке были реализованы многие идеи Петра: город получил надежную защиту от наводнений, был построен достойный морской порт.

Кстати, мы порой недооцениваем ленинградские достижения времен «развитого социализма». А ведь именно тогда, в 1973 году, был принят план развития города, на котором так или иначе базируются нынешние планы развития Петербурга. В ту пору были построены аэропорт «Пулково», гостиница «Прибалтийская» и Ленинградская атомная электростанция. Сегодня все привыкли путешествовать в Москву на «Сапсане». Между тем не надо забывать, что еще в 1984 году началось скоростное железнодорожное сообщение между Ленинградом и Москвой: поезда ЭР-200 преодолевали путь за четыре с половиной часа - примерно на полчаса дольше, чем теперь.

Нередко события, которые выглядят не столь яркими в истории, оказываются «градообразующими».

- Сегодня может показаться, что одна из самых главных традиций нашего города - регулярный развод невских мостов - была всегда. Ничего подобного! - поясняет Кожемякин. - Она родилась в 1964 году: когда был введен в строй Волго-Балтийский канал, Ленинград стал транзитным участком из Балтийского моря в Каспийское и Черное. Поскольку поток был огромный, мосты стали разводить по расписанию: прежде это происходило от случая к случаю.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook