Как описывали велосипедистов на Марсовом поле в 1898 году

Автор «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал, как в столице Российской империи освещали наступление «стальных коней» в центре города.

Как описывали велосипедистов на Марсовом поле в 1898 году | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

«Это воинственное поле обратилось в татерсаль (место собрания любителей верховой езды. - прим. автора) велосипедистов и сделалось самым оживленным пунктом Петербурга. Особенно в солнечные дни Марсово поле пестреет парами, группами и солистами, выписывающими вензеля и восьмерки. Хорошенькие велосипедистки, велосипедные дети и взрослые бициклисты упражняются в искусстве править стальным конем, который часто брыкается, падает и оказывается самым непослушным животным в мире, разумеется, для тех, кто его еще не оседлал хорошенько», - описывал свои наблюдения журналист «Петербургского листка» в номере от 26 апреля 1898 года. 

Газета посвятила велосипедной теме не один репортаж - настолько актуальным было тогда это увлечение. Мода на велоспорт естественным образом плодила новичков, которые ежеминутно падали, к великому удовольствию ротозействующей публики. 

«Это целый даровой спектакль с остротами и прибаутками, - отмечал газетчик. - Неофит велосипедного спорта с робостью садится на стального коня. Педали вертятся сами собой и не слушают ног, руль поворачивается совсем не в ту сторону, куда надо». 

Спрос рождает предложение, и на Марсовом поле появился целый класс велосипедных «профессоров верховой езды». Едва новичок появлялся на поле, его окружали владельцы велосипедов, их помощники и подручные. Газетчик так описывал этих инструкторов, чувствовавших себя здесь полными хозяевами: «оборванные субъекты в грязных чулках и спортсменских шапочках», которые за соответствующую мзду «отдают напрокат хромые и кривые велосипеды, настоящих Росинантов, бывших в починке, переделке, по крайней мере, тысячу раз». 

Сравнивая велосипеды с конем Дон Кихота, журналист, вероятно, подразумевал неуклюжесть двухколесных «рысаков» и выдерживаемую ими непосильную нагрузку - те качества, которыми отличался Росинант в романе Сервантеса. 

Наскоро обученные новички были чрезвычайно опасны, о чем сообщил аноним, обратившийся в газету. С ним, опытным велосипедистом, на Марсовом поле произошло следующее. Он ехал смело, не боясь случайностей, как вдруг из-за толпы пешеходов навстречу вынырнул какой-то субъект, едва державшийся на велосипеде. Новичок, естественно, растерялся, и столкновение оказалось неизбежным. К счастью, оба отделались легким испугом, однако за виновника происшествия сразу же заступился «инструктор»: он потребовал денег на починку спиц, вывалившихся на велосипеде его ученика. Получив отказ, пригрозил полицией... 

Кроме всего прочего, как отмечал газетчик, самозваные велоинструкторы превратили Марсово поле в «зловонную яму», притащив в центр столицы «уродливые диваны, на которых происходило бражничанье профессоров», и «под этими диванами иногда находились целые батареи бутылок». Кошмар, да и только! 

Материал был опубликован в газете под № 071 (6180) от 20.04.2018 под заголовком: «Стальные кони на Марсовом поле».

#наследие #велосипед #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (6180) от 20.04.2018.


Комментарии