Как Лесной прощался с паровиком

Борьба за сохранение старых опор электроосвещения, которую развернули в Лесном участники общественной группы «Площадь Мужества», заставила многих поинтересоваться: а что вообще известно об электрификации этого бывшего предместья Петербурга? Когда сюда пришел трамвай?

Как Лесной прощался с паровиком | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Как известно, первый в нашем городе трамвайный маршрут был открыт 29 сентября 1907 года – он связал Александровский сад с 8-й линией Васильевского острова. Эта линия была впоследствии продлена от Адмиралтейства по Невскому проспекту до Николаевского (ныне Московского) вокзала. Кроме нее были проложены и другие маршруты в центре города – по Садовой улице, Литейному, Владимирскому, Загородному, Каменноостровскому, Суворовскому и другим проспектам. Они составили первую очередь трамвая, строительство которой было закончено к 1909 году.

Новый вид транспорта привлек внимание горожан. В многочисленных обращениях к столичным властям они просили провести новые линии. Не стали исключением и обыватели Лесного.

В начале ХХ века профессор Университета В. Н. Твердохлебов дал этому предместью столицы меткую характеристику: «за 5 – 6 верст до Невского проспекта живешь, словно где-то в первобытном лесу, без всяких признаков культуры». Очевидно, он имел в виду признаки городской цивилизации – транспортное сообщение, мостовые, тротуары, водопровод, канализацию.

Лесной, или Лесной корпус, был частью административного Лесного участка: с юга он был ограничен Выборгской стороной, с запада – Новодеревенским участком, а с востока – Полюстровским. В Лесной участок входили собственно Лесной, а также Удельная, Озерки, Сосновка, Кушелевка и Гражданка.

Находившийся вдали от фабрик и заводов, Лесной участок по праву считался одной из самых здоровых окраин столицы. Из-за дешевизны здесь селились в основном студенты, чиновники, торговцы и ремесленники.

Долгое время единственным видом общественного транспорта, который связывал Лесной с центром города, была паровая железная дорога. По ней ходил паровоз, именовавшийся в народе паровиком, тянувший за собой несколько вагонов. «Лесная линия» паровика была проложена в 1886 году и проходила от клиники Виллие (ныне площадь Военных Медиков на Большом Сампсониевском пр.) до Круглого пруда в Лесном (ныне перекресток 2-го Муринского и Институтского пр.).

Писатель Лев Успенский в своих «Записках старого петербуржца» вспоминал, как паровик, «пыхтя, поднимался в гору к Новосильцевской (ныне Новороссийская ул. – А. Р.) и круто сворачивал вправо, огибая парк Лесного института». В ноябре 1907 году Лесную линию паровика продлили от Круглого пруда до Политехнического института.

В 1911 году была принята программа постройки второй очереди электрического трамвая с целью соединить окраины, в том числе Лесной участок, с центром города. Всего предполагалось построить 21 линию и несколько трамвайных парков, в том числе Выборгский и Ланской. При этом в Лесном участке предполагалось провести две трассы. Трамвай должен был пройти по Лесному проспекту (до 1913 года он состоял из Нюстадской и Межевой улиц) и 1-му Муринскому проспекту, а далее трасса разделялась на две линии.

Линию А предполагалось сделать кольцевой: от 1-го Муринского проспекта по Малой Спасской улице (ныне ул. Карбышева), 2-му Муринскому проспекту, Выборгскому шоссе и Большому Сампсониевскому проспекту до 1-го Муринского.

Линия Б должна была проходить от 1-го Муринского проспекта по Малой Спасской улице и далее по Дороге в Сосновку (ныне Политехническая улица) до Политехнического института, где планировалось трамвайное кольцо.

В декабре 1911 года жители Лесного участка подали прошение в городскую управу, указывая на необходимость провести трамвай еще и в сторону Гражданки – от угла 2-го Муринского проспекта и Малой Спасской по Большой Спасской (ныне пр. Непокоренных) и Дороге в Гражданку (ныне Гражданский пр.). Свое предложение они аргументировали тем, что в восточной части Лесного участка много торгово-промышленных предприятий, женская гимназия (бывший приют принца Ольденбургского) и Богословское кладбище. Однако этот проект был признан преждевременным и отнесен к третьей очереди.

Для работы на этой территории городские власти предлагали привлечь и частных инвесторов. В 1911 – 1914 годах обсуждался проект надворного советника Ф. А. Липского и инженера А. В. Белого о проведении трамвайной линии от 2-го Муринского проспекта до Парголова с поворотом на Юкки. Управление конно-железных дорог готово было обеспечить трамвайное движение в черте города, а частные инвесторы – на территории петербургского уездного земства. Однако столичный губернатор весной 1914 года отклонил эту идею...

Проект проведения электрического трамвая в Лесном неоднократно рассматривался городской думой в 1911 – 1912 годах и окончательно был утвержден строительно-технической комиссией Министерства внутренних дел 16 мая 1913 года. Тогда и начались работы.

К июню 1914 года линия трамвая была проведена от Выборгского шоссе по всему 2-му Муринскому проспекту до Политехнического института, заменив собой паровик. Началась также прокладка линии от 1-го Муринского проспекта: новая трасса прошла через проложенный в 1915 году Алексеевский проспект (ныне часть Политехнической улицы), мимо станции Кушелевка до соединения с уже открытой линией в районе нынешней площади Мужества. К марту 1916 года была построена «Кушелевская петля» – трамвайное кольцо у железнодорожной станции Кушелевка.

Свои коррективы внесла Первая мировая война. Сроки пуска трамвая по Алексеевскому проспекту в течение всего 1916 года постоянно переносились... Дореволюционные планы удалось реализовать только спустя многие десятилетия. К 1939 году в Лесном были намечены еще две новые линии, и вновь эти проекты отложили – из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Они были осуществлены только в 1970-х годах, когда началась массовая жилищная застройка севера Ленинграда.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5673) от 01.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...