Как в Петрограде появился новый тип «демократического» и «пролетарского» театра?

«В Петрограде нарождается новый тип «демократического» и «пролетарского» театра на местах бывших эдемов и загородных садов. Это можно лишь приветствовать, тем более что репертуар культивируется серьезный и литературный. Идут пьесы Островского, Гоголя. Да и «Вольница» Скитальца, при всех ее недочетах и тенденциозной крикливости, все‑таки пьеса довольно занимательная и литературная», — сообщалось в газете «Обозрение театров» в августе 1917 года.

Как в Петрограде появился  новый тип «демократического» и «пролетарского» театра? | После спектакля «На дне» / Репродукция. ФОТО автора

После спектакля «На дне» / Репродукция. ФОТО автора

Один из таких коллективов, под названием «Народный драматический театр солдат запасного электротехнического батальона», появился весной 1917 года на Крестовском острове. Кстати, солдатом этого батальона был будущий поэт Всеволод Рождественский, в январе 1917 года получивший звание прапорщика инженерных войск.

Труппа наполовину состояла из мобилизованных на военную службу артистов петроградских театров, наполовину — из любителей. В тот период театральная комиссия при исполкоме Петросовета организовала еще два подобных коллектива — в 1‑м пехотном запасном полку на Охте и в IV батальоне 1‑го пехотного запасного полка на Пороховых.

«Соединенные усилия офицеров и солдат придали запущенному саду и летнему театру (на Крестовском острове. — Ред.) приличный вид, а 21‑го мая труппа батальона… дебютировала в драме, — указывалось в «Обозрении театров». — Эта пьеса сменяется для сегодняшнего спектакля комедией Островского «На бойком месте». Далее намечены к постановке «На дне» и «Мужики», бесплатные спектакли для солдат чередуются с платными, по общедоступным ценам для штатских зрителей».

Спектакли сопровождались просветительскими докладами — о значении народного театра, об искусстве.

«Публика с захватывающим интересом следит за перипетиями несложной драмы и своими одоб­рительными и меткими репликами с места устанавливает живую связь с актерами, столь приятную для последних, — говорилось в том же «Обозрении театров». — Режиссерская часть стоит на высоте, силы подобраны толковые, репертуар хороший».

Одна беда: добираться до Крестовского острова было крайне неудобно. Движение конки прекращалось в восемь часов вечера, а извозчики, лишь заслышав про Крестовский, сразу же отказывались туда ехать…

И тем не менее театр пользовался успехом. «Спектакли в театре запасного электротехнического батальона на Крестовском острове привлекают все больший интерес аудитории. В воскресенье давали «На дне». Пьеса была дружно разыграна и слушалась с редким вниманием», — сообщалось в «Обозрении театров» в августе 1917‑го.

3 сентября того же года коллектив завершил свой сезон. Организатор театра актер Александр Федорович Городецкий рассказал о том, что за лето театр осущест­вил 22 постановки — главным образом произведений Островского, Горького и Невежина. Сбор с одного из спектаклей пошел в пользу нужд «солдаток Петроградского района», еще двух — в фонд ­Крестьянского союза, остальная сумма (3500 руб.) поступила на «культурно-просветительные цели батальона».


#театр #постановки #репертуар

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7708) от 19.07.2024 под заголовком «Спектакли с докладами».


Комментарии