2Vtzqv4Hz9U

Как в Ленинграде начиналось движение красных следопытов?

В музее бывшего Дворца пионеров и школьников Выборгского района сохранилось большое количество черно-белых фотографий, запечатлевших пионеров 1950 – 1980‑х годов. На снимках видно, как ребята моют огромные школьные окна, красят парты, собирают металлолом, помогают благоустраивать скверы, даже занимаются созданием музейных экспозиций… Одним из пионерских начинаний было и движение красных следопытов.

Как в Ленинграде начиналось движение красных следопытов?  | Таким Генка-ординарец предстал перед читателями на первой полосе газеты «Ленинские искры»  27 октября 1976 года/Репродукция. ФОТО автора

Таким Генка-ординарец предстал перед читателями на первой полосе газеты «Ленинские искры» 27 октября 1976 года/Репродукция. ФОТО автора

Инициированное в Ленинграде, оно стало всесоюзным. А началось оно с того, что 26 мая 1957 года на страницах газеты «Ленинские искры» появился рисунок, изображавший вымышленного героя — Генку-ординарца, мечтавшего побывать на местах былых сражений, разыскать участников революции, первых коммунистов и комсомольцев, неизвестных героев Великой Отечественной войны. Генка звал на помощь ребят. Так начиналась игра, ставшая очень серьезным делом для многих тысяч мальчишек и девчонок.

Красные следопыты.JPG

Кипит творческая работа в штабе красных следопытов в школе № 112 Выборгского района на проспекте Пархоменко, 13. Фото 1970‑х гг./Репродукция. ФОТО автора

Отовсюду на имя Генки стали поступать письма. В первом приказе штаба красных следопытов объявлялось, что почетные пионерские звездочки присуждаются им за проведенный поход или экспедиции по историко-революционным местам, районам боевых действий, по местам партизанских отрядов…

Кто же был автором этой замечательной идеи? Сотрудник газеты «Ленинские искры» Анна Мойжес вспоминала, что поводом стал фильм «Красные дьяволята», только что прошедший в кинотеатрах. Картина так понравилась взрослым и детям, что о ее героях говорили везде — на улицах, в транспорте, в школах, дома.

И, конечно, журналисты тоже обменивались впечатлениями. Возникла мысль: а почему бы не придумать для ребят игру, которая бы их захватила, увлекла? И направление должно быть героическое, революционное.

Кто‑то предложил «следопытов». И тут все воскликнули едва ли не в один голос: «Красные следопыты!». Вот и соединились эти два слова. А для того, чтобы было кому сообщать о своих делах и находках, придумали Генку-ординарца.

В редакцию «Ленинских искр» со всей страны стали поступать сообщения, собранные материалы. Вот что говорилось в заметке «Следопыты — вся семья» из газеты «Ленинские искры», сохранившейся в архиве 112‑й школы Выборгского района: «Здравствуй, Генка-ординарец! Пишет тебе Кучинская Ира. Генка, я посылаю тебе копии писем участников обороны Брестской крепости, с которыми я веду переписку. Сейчас я готовлю к 44‑летию ВЛКСМ альбом участников обороны Брестской крепости. Когда он будет готов, сообщу тебе. О своей работе рассказала учительнице и вожатой. Учительница прочитала мои письма всему классу, и мы решили провести сбор «Встреча с участником Брестской крепости». Напиши мне, что делать дальше».

В декабре 1957 года прошел первый слет красных следопытов. 3 января 1959 года лучшие командиры отрядов красных следопытов отправились в Москву. Они передали рапорт Центральному комитету комсомола, встречались с маршалом Советского Союза С. М. Буденным.

Тогда же во Дворце пионеров имени Жданова начал действовать клуб красных следопытов, на котором школьники выступали с докладами о своей поисковой работе. В начале 1960‑х годов движение стало массовым. В одном только Ленинграде в те годы действовали более шестисот отрядов.

Активной участницей движения была и ученица 112‑й школы Лена Жохова. В 1970 году ей, единственной школьнице в Ленинграде, была вручена юбилейная медаль, посвященная столетию со дня рождения Ленина. И именно за активную поисковую работу. Теперь Елена Борисовна Пигалкина работает методистом кафедры математики в информационно-методическом центре Калининского района.

«В школе после уроков мы разбирали письма, пришедшие на адрес школы, отвечали на них, — вспоминает Елена Борисовна. — Вели переписку с бывшими учителями и учениками школы, приглашали их на свои праздники и концерты, на «Уроки мужества». Работа штаба была не кабинетной, а живой и деятельной…».

Сама Лена нашла родителей ученика школы Всеволода Богораза, погибшего на Ленинградском фронте. Они передали школе фотографии, стихи и разрешили переписать фронтовые письма. Последнее было написано в феврале 1943 года со станции Ириновка: «…как хочется учиться! Только бы выжить! Учился бы дни и ночи!..».

Результат огромной поисковой работы красных следопытов — сотни анкет, фотографии и документы, вновь возвращенные имена пионеров-героев. Были собраны воспоминания учеников и учителей довоенной и военной поры, школьные тетради и журналы, пережившие войну и блокаду. Как раз в эти годы и появилось большинство школьных музеев.

Газетный зал

«В виду предстоящего открытия общественных купальных ванн на реках и каналах столицы, г. градоначальник поручает гг. участковым приставам и начальнику речной полиции и его помощникам иметь самое строгое наблюдение, чтобы с 12 часов ночи до 6 часов утра ванны были для пуб­лики закрыты, чтобы отдельные номера не служили притоном разврата, чтобы женские ванны были отделены от мужских совершенно глухими, без всяких щелей и отверстий, переборками. И чтобы вообще эти сооружения удовлетворяли лишь прямому своему назначению, содержались в должном порядке… Вместе с тем г. градоначальник поручает начальнику речной полиции предложить содержателям ускорить открытие купален, в которых чувствуется потребность при наступившей жаре».

«Петербургская газета», 21 мая 1889 г.

«Ежедневно утром и вечером по правому берегу Невы идут сотни людей. Это жители Новосаратовской колонии двигаются в обоих направлениях: в Ленинград и обратно. В оба конца они проходят 12 километ­ров. Вплоть до 1943 года здесь была пристань, останавливались пароходы. Но потом пристань уплыла и не вернулась. Можно было бы давно на берегу оборудовать причалы или установить другую пристань, но Северо-Западное речное пароходство об этом почему‑то «забывает».

«Ленинградская правда», 22 мая 1946 г.

#музей #следопыт #дом пионеров

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7664) от 17.05.2024 под заголовком «Ординарец позвал на помощь».


Комментарии