Как появилась Тосканская колоннада над православным храмом

Узнать место, изображенное на фотографии, не так уж и сложно, хотя за сто с лишним лет многое изменилось в Старой Деревне. Исчезли деревянные домики, узкая и тихая Благовещенская улица стала Приморским проспектом, рельсы конки убрали, а трамваи теперь ходят по соседней улице Савушкина. А вот Благовещенская церковь необычной цилиндрической формы, увенчанная ротондой с тосканской колоннадой, — на своем месте…

Как появилась Тосканская колоннада над православным храмом | Приморский проспект, который проходит здесь ныне, — скоростная магистраль, ведущая в Курортный район. Поток по ней движется практически непрерывно. А на открытке начала ХХ века у церкви тишь да гладь…/Репродукция. ФОТО автора

Приморский проспект, который проходит здесь ныне, — скоростная магистраль, ведущая в Курортный район. Поток по ней движется практически непрерывно. А на открытке начала ХХ века у церкви тишь да гладь…/Репродукция. ФОТО автора

Построил этот храм канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, которому принадлежали в середине XVIII века Каменный остров, Старая и Новая деревни. Автор проекта не имеющего аналогов четырехстолпного (то есть имеющего четыре внутренние колонны, поддерживающие свод) круглого храма неизвестен. Исследователи не без основания полагают, что им является архитектор Пьетро Антонио Трезини, который хорошо был знаком с Бестужевым-Рюминым и работал по его заказам. Иногда этого архитектора называют сыном зодчего Доменико Трезини, но, судя по метрическим книгам, он приходился ему лишь дальним родственником.

До возведения Благовещенской никогда еще прежде в Петербурге и его окрестностях не строили церкви круглой формы. Еще одной особенностью храма стало отсутствие колокольни, поэтому колокола расположили между колоннами ротонды.

На одном из них, с изображением герба и медали, выбитых в честь графа Бестужева-Рюмина, было указано, что его «вылил колокольный мастер Д. Евдокимов, а украшения и надпись делал крепостной графа Прохор Невзоровский в Санкт-Петербурге в 1765 г.». В приделе святого Александра Невского установили перенесенный из домовой церкви графа Бестужева-Рюмина иконостас, некогда находившийся еще в первом Исаакиевском соборе.

Почти через полвека, в 1809 году, пострадавшую от сильного пожара церковь перестроил по проекту архитектора Василия Осиповича Мочульского новый хозяин земель на правом берегу Большой Невки подполковник Сергей Саввич Яковлев, сын известного в Петербурге купца-миллионера Саввы Яковлева (Собакина).

Мочульский, сохранив основную композицию храма, возвел в камне ротонду с колоннадой. Оригинальной деталью здания стали фронтоны с полуциркульными окнами. В церкви появился придел Мавры и Тимофея в память горячо любимой жены Сергея Яковлева Мавры Борисовны, скончавшейся как раз в то время, когда шла перестройка храма.

После смерти Сергея Яковлева его наследство разделили между семью дочерьми. Учас­ток с Благовещенской ­церковью и прилегающим кладбищем по жребию достался его внучке малолетней Елизавете, мать которой, Елена Сергеевна, умерла при родах. Опекуном девочки стал ее отец, прославленный генерал, герой войны 1812 года Алексей Никитин. Впоследствии генерал, его дочь с мужем генералом Федором Орловым-Денисовым и многие другие их родственники были захоронены внутри церкви.

На кладбище, устроенном внут­ри церковной ограды, нашли свой последний приют писатель Сергей Терпигорев (Атава), известный правовед Иван Андреевский, скрипач и дирижер Николай Галкин, актеры Платон Пронский, Константин Константинов-Лазари и Гавриил Стремлянов.

Некоторые исследователи считают, что под впечатлением от посещения церкви Благовещения и прилегающего кладбища Александр Пушкин написал стихо­творение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», под которым стоит дата и место написания: «14 августа 1836 г. Каменный остров». Но с этим соглашаются далеко не все, полагая, что в своем стихотворении поэт описывает Волковское или Карповское кладбище.

В 1901 году к церкви по проекту гражданского инженера Василия Константиновича Теплова пристроили колокольню, которая тоже видна на старом снимке. Подобное новшество вызвало неоднозначную реакцию петербуржцев, общественность выступила против искажения архитектурного облика храма.

Послереволюционная судьба Благовещенской церкви печальна: в 1937 году ее закрыли, приспособив здание под цех завода резиново-технических изделий, а захоронения, находившиеся в ней, разорили. Тогда же было уничтожено и кладбище рядом с храмом. Некоторые особо чтимые иконы передали в Серафимовскую церковь. Спустя десять лет при расширении Приморского проспекта разобрали колокольню.

После того как в конце 1970‑х годов завод был закрыт, здание церкви долгое время пребывало в запустении и постепенно разрушалось. От окончательного сноса его спасло то, что оно находилось на учете как памятник архитектуры.

В 1992 году церковь возвратили верующим, но еще 7 декаб­ря 1991-го в закрытом храме прошел первый молебен. Комплексная реставрация началась только в 1999 году по специально разработанному проекту. КГИОП не одобрил предложение вос­создать колокольню, поскольку она диссонировала с классическим обликом храма. Поэтому звонницу, автором которой стал архитектор Рафаэль Даянов, возвели отдельно. Она не является точной копией снесенной колокольни, но отдаленно ее напоминает.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#Старая Деревня #история #храм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7276) от 14.10.2022 под заголовком «Тосканская колоннада над православным храмом».


Комментарии