2Vtzqv4Hz9U

Как отставной офицер Ленин царя прогневал

В 1844 году Третье отделение собственной его императорского величества канцелярии, ведавшее в России политическим сыском, учредило секретный надзор за отставным подполковником Корпуса корабельных инженеров Михаилом Лениным. Дело в том, что обладатель столь знаменитой впоследствии фамилии вызвал гнев самого императора. Материалы, связанные с этим странным и запутанным делом, хранятся в Российском государственном историческом архиве.

Как отставной офицер Ленин царя прогневал | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Старинный дворянский род Лениных брал свое начало от Посника Иванова, который в XVII веке был одним из землепроходцев Восточной Сибири. За заслуги в ее освоении и, в частности, создании русских зимовий на реке Лене царь Михаил Федорович пожаловал его фамилией Ленин.

До середины 1840-х годов жизнь Михаила Ленина, сына морского офицера Василия Ленина и племянника декабриста Николая Окулова, выведшего на Сенатскую площадь одну из рот Морского гвардейского экипажа, протекала вполне благополучно. Пойдя по стопам родственников, Михаил избрал карьеру военного моряка. Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, был произведен в первый офицерский чин. Несколько лет мичман Ленин, отличавшийся природной склонностью к точным наукам, совершал регулярные плавания на судах Балтийского флота, а затем возвратился в альма-матер, где поступил в офицерский класс, открытый ради «усовершенствования некоторого числа отличнейших из вновь произведенных офицеров в высших частях наук, к морской службе потребных».

Во время обучения Михаил Ленин по поручению директора корпуса знаменитого мореплавателя И. Ф. Крузенштерна перевел на русский язык трактат «Начала статистики» известного французского математика Луи Пуансо. Труд был высоко оценен современниками, издан в типографии Императорской академии наук, а его автор удостоился «высочайше пожалованного» бриллиантового перстня.

В 1832 году Михаил Ленин получил чин лейтенанта и был назначен на купленный у Соединенных Штатов 30-пушечный парусный корвет «Кенсингтон», только что переименованный императором в «Князь Варшавский» в честь покорителя Польши генерал-фельдмаршала И. Ф. Паскевича. Через шесть лет после этого он перевелся в Корпус корабельных инженеров и в 1840 году вышел в отставку в чине подполковника. Последующие несколько лет провел во Франции, Англии и германских землях, а летом 1844 года вернулся на берега Невы. С этого времени и начались его неурядицы...

Как секретно сообщал шеф жандармов А. Ф. Орлов министру внутренних дел Л. А. Перовскому, «Ленин при встрече с Государем Императором в Царском Селе намеревался лично утруждать Его Величество просьбою и обратил на себя внимание странностью своих поступков, наводящих сомнение, не подвержен ли он расстройству ума». В чем именно заключалась странность поведения Михаила Ленина, в документах не уточнялось. Судя по всему, он был склонен к проявлению необычайной настырности и этим мог вызвать раздражение императора.

Сведения, собранные о бывшем моряке, убедили Орлова, что он «человек совершенно безвредный, тихого нрава и занятый преимущественно религиозными мыслями». Однако, несмотря на это, Николай I распорядился учредить за ним секретный надзор «в предупреждение, чтобы он не дозволил себе каких-либо неуместных поступков».

Через два месяца Орлов уведомил Перовского, что отставной подполковник «беспрерывно утруждает разных особ своими просьбами и даже представлял оные на Высочайшее Имя Государя Императора и Государыни Императрицы». Помимо этого он также подавал прошения наследнику цесаревичу Александру Николаевичу – будущему императору Александру II. По словам шефа жандармов, они состояли исключительно «только из темных и запутанных выражений».

Орлов потребовал у Ленина подписку о том, что он обязуется «не обременять» членов императорской фамилии своими обращениями, но тот отказался. После этого, посчитав, что бывший офицер «не обладает здравым рассудком», глава Третьего отделения предложил выслать отставного офицера из столицы и получил одобрение императора.

В итоге подполковник был отправлен в имение своих родителей Хмельники в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Однако вскоре он самовольно вернулся в Петербург «с тем же намерением утруждать правительство нелепыми просьбами». В апреле 1845 года отставной офицер был препровожден обратно, а чтобы он больше не появлялся в столице, ярославский губернатор И. А. Баратынский взял с Михаила Ленина подписку о невыезде за пределы Ярославской губернии...

Прошли годы, на российском престоле сменился государь: на смену Николаю I пришел Александр II. Когда он в 1858 году был в Ярославле, Михаил Ленин не преминул воспользоваться случаем и подал прошение о разрешении ему временных выездов «для устройства дел по имению». Государь дал свое согласие.

Еще через пять лет, когда старший сын императора, наследник цесаревич Николай Александрович посещал Ярославль, Ленин обратился к нему, жаловался на «расстроенное многоразличными и продолжительными математико-инженерными занятиями» здоровье, сообщал о существовании в Ярославской губернии тайного общества «господ начальников и местной полиции», явно вознамерившегося помешать его «службе Престолу и Отечеству».

Информация была слишком серьезной, чтобы ею пренебречь. Однако ярославский губернатор И. С. Унковский заверил верховные власти, что «Ленин известен в Ярославской губернии за помешанного», однако своими поступками «не причиняет никому никакого вреда». В итоге ему разрешили свободно выезжать из Ярославской губернии, но возобновили секретный полицейский надзор. Дальнейших сведений о судьбе странного офицера найти не удалось...

Спустя почти полвека после описываемых событий, в 1900 году, его дальний родственник чиновник Министерства земледелия Сергей Николаевич Ленин передал находившемуся во Пскове Владимиру Ульянову паспорт своего отца – помещика Николая Егоровича Ленина с исправленной датой рождения. Документ нужен был только что освободившемуся из Шушенской ссылки революционеру, чтобы оформить выезд за границу. Сергей Николаевич хорошо знал Ульянова по Вольному экономическому обществу, которое оба посещали в Петербурге в 1893 – 1895 годах, и, очевидно, испытывал к нему симпатию.

Уже в следующем году на страницах социал-демократической прессы впервые появился псевдоним «Ленин», а дальнейшее использование его вождем мирового пролетариата сделало эту фамилию известной во всем мире.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #наследие #император

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (6928) от 21.05.2021 под заголовком «Как отставной офицер Ленин царя прогневал».


Комментарии