Как офицер артиллерийского училища Петр Клодт стал скульптором и литейным мастером?

Имя скульптора Петра Клодта, изваявшего знаменитые конные группы Аничкова моста, хорошо известно.

Как офицер артиллерийского училища Петр Клодт стал скульптором и литейным мастером? | Репродукция. ФОТО автора

Репродукция. ФОТО автора

Сыновьям генерала Карла Клодта фон Юргенсбурга надлежало идти по стопам отца. Так и случилось. Два сына, Владимир и Петр, в 1826 году окончили Михайловское артиллерийское училище. Поселились прапорщики на Бочарной улице — невдалеке от своего училища, находившегося на Выборгской стороне. Квартира была на первом этаже, окна выходили на улицу.

Молодые офицеры мечтали как о военных подвигах, так и о любовных победах. А пока они самоутверждались другими способами. Бравые братья-артиллеристы Владимир и Петр Клодт фон Юргенсбург придумали себе развлечение: наблюдая из окон квартиры за своими бывшими наставниками, спешащими на службу в училище, они забавлялись рисованием на них карикатур. А затем наклеивали свои рисунки на окна, чтобы их мог увидеть любой прохожий.

Современники вспоминали, что те с интересом рассматривали карикатуры, часто узнавали себя и своих знакомых. Одни хохотали от души, другие втягивали голову в плечи и старались поскорее уйти незамеченными.

Карикатуристы, обрадованные успехом, потеряв чувство меры, рискнули сатирически изобразить шефа артиллерийского училища — великого князя Михаила Павловича. После чего забава закончилась, началось следствие. Поскольку рисунки Владимира Клодта были не столь узнаваемы, он отделался «внушением» и впоследствии даже дослужился до генерала. А вот подпоручик артиллерии барон Петр Клодт фон Юргенсбург, «состоящий в строевой службе», был уволен с военной службы 20 декабря 1827 года. Формально — «за болезнью».

Оставшись без жалованья, отставной подпоручик стал вырезать из поленьев лошадки для детей и продавал игрушки знакомым. Затем он стал совершенствовать свои изделия, приделывая деревянным лошадкам льняные гривы, стеклянные глаза, роговые копыта и даже стальные подковки.

Двоюродный брат Клодта известный писатель Николай Иванович Греч, служивший в Министерстве внутренних дел, поспособствовал тому, чтобы одна из лошадок попала на глаза императору Николаю I. Государь, оценив игрушку, рекомендовал Петру Клодту получить образование в Академии художеств. А узнав, что тот «по болезни» уволен с военной службы, своим указом от 20 сентября 1828 года зачел «вынужденный прогул», повелев «за оказанную его в службе Нашей ревность и прилежность, при увольнении от оной» пожаловать в поручики.

По протекции самого царя Петр Клодт стал вольнослушателем Академии художеств и был принят в число пенсионеров Общества поощрения художников. Спустя год, в январе 1831 года, по решению государя Петру Клодту был передан заказ на выполнение моделей коней для Нарвских триумфальных ворот. 25 мая того же года комиссия приняла первую модель коня, вылепленную из глины, отметив, как гласит архивный документ, что «сия модель во всех ее частях отделана с желаемым успехом».

Когда колесница, запряженная четырьмя лошадьми, была выбита из кованой листовой меди и установлена на аттике Нарвских ворот, стало очевидно, что группа не соответствует «великолепию сооружения». 19 марта 1833 года было принято решение о создании еще двух скульп­турных фигур. С новым заданием Клодт справился успешно и быстро.

Потом были скульптурные группы для Аничкова моста, памятники Крылову в Летнем саду, Николаю I на Исаакиевской площади… Петр Клодт стал крупнейшим мастером монументальной и анималистической скульптуры эпохи Николая I, академиком и заслуженным профессором Императорской академии художеств.


#скульптор #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7541) от 10.11.2023 под заголовком «Строевая сатира».


Комментарии