Как Кира и Вера в Маргусах гуляли. История этой усадьбы началась в конце XVIII века
На фотографиях начала ХХ века — усадьба «Маргусы» под Гатчиной. Вид на усадебный дом, выезд хозяйки имения Валентины Ивановны Кувшинниковой с дочерьми Верой и Кирой на прогулку… Эти и другие снимки, запечатлевшие жизнь и быт небольшой усадьбы в последние десятилетия ее существования, хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Десять лет назад она получила их в дар от наследников Кувшинниковых.
Хозяйка усадьбы Валентина Ивановна Кувшинникова с дочерьми Верой и Кирой отправляется на прогулку. Фото начала ХХ века./ФОТО из коллекции РНБ / РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Усадьба «Маргусы» появилась в Рождественской волости Царскосельского уезда в конце XVIII века. Рядом с ней возникла крошечная деревня с одноименным названием. История создания имения связана с именем императора Павла I. В декабре 1796 года он подарил эту мызу подполковнику Петру Федоровичу Малютину, впоследствии генерал-майору лейб-гвардии Измайловского полка, владельцу Вырской мызы и многочисленных деревень.
Как отмечает краевед Андрей Бурлаков, происхождение названия поселка «Маргусы» остается загадкой. Живший в этой местности перед Великой Отечественной войной краевед Ангелис Лбовский (один из организаторов Красногвардейского/Гатчинского краеведческого музея) утверждал, что своим названием усадьба обязана виноторговцу Мартусу, промышлявшему в этих местах в эпоху императора Павла Петровича.
Однако Бурлаков с этим не согласен, поскольку официальных данных о человеке с таким именем или фамилией в этих местах никогда не существовало. Более того — топоним Маргусы впервые упоминается в 1763 году, то есть задолго до времен Павла I.
Примечательно, что уроженкой деревни Маргусы была невестка няни Пушкина — крестьянская дочь Агриппина Иванова. Ее свадьба с Егором Федоровым (старшим сыном Арины Родионовны) состоялась в феврале 1799 года — за три месяца до появления на свет великого поэта. Молодожены поселились в материнском доме — в той самой знаменитой кобринской избе, где в 1974 году был открыт музей «Домик няни Пушкина».
В XIX веке усадьба «Маргусы» не раз меняла своих хозяев. Одним из них был Владимир Францевич Нагель — главный смотритель Гатчинского императорского зверинца (ему имение принадлежало в 1870 – 1880‑е годы).
В начале ХХ века территория усадьбы была поделена между несколькими владельцами. Одним из них стал потомственный почетный гражданин Александр Николаевич Кувшинников: его вместе с супругой Валентиной Ивановной можно увидеть на фотографиях, переданных в Российскую национальную библиотеку. Попали в нее и детские альбомы их дочерей Киры и Веры, в которые, как тогда было принято, девочки вписывали стихи и пожелания.
«Архив семейства сохранился благодаря Кире, которая после революции вышла замуж за инженера Якова Семеновича Гублера, — рассказала старший научный сотрудник отдела рукописей РНБ Мария Смирнова. — Среди переданных нам документов — удостоверения о награждении обоих супругов медалями «За оборону Ленинграда». Всю блокаду они трудились в осажденном городе: он работал на Охтинском химическом комбинате (в годы войны — завод № 757), она была заведующей медканцелярией в больницах Куйбышевского района.
В характеристике Киры Кувшинниковой, подписанной 10 февраля 1944 года главным врачом больницы № 1 Куйбышевского района О. Г. Святославской, говорилось: «…За время работы в б-цах № 1 и № 3 гр-ке Кувшинниковой неоднократно была вынесена в приказах по б-це благодарность за особо отличную работу. К работе относилась добросовестно, с полным знанием своего дела. В общественной жизни б-ц принимала деятельное участие — работала по переводу зданий б-ц на зимний период, по очистке площадей города и дворов домов от мусора и снега. Являлась командиром звена группы соцпорядка объекта МПВО — больницы».
Что же касается Веры Кувшинниковой, то ее следы теряются. В 1918 году она вышла замуж и навсегда покинула Россию. Сестры переписывались до начала Великой Отечественной войны, потом Кира разыскивала Веру, но безуспешно…
Нынче о бывшей усадьбе в деревне Маргусы напоминает только старый парк и растущие в один ряд дубы, которым больше двух с половиной сотен лет. В социальных сетях можно прочитать, что место «любимое, но, к сожалению, запущенное и всеми позабытое», в нем царит «печальная и величественная атмосфера одновременно».
Читайте также:
Линия судьбы: хроника семьи Климовых от последствий революции до войны
Симеоновский каток был одним из любимейших мест зимнего отдыха жителей столицы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7803) от 01.12.2024 под заголовком «Как Кира и Вера в Маргусах гуляли».
Комментарии