Как картофель изменил сельское хозяйство Петербургской губернии?
Молодая крестьянка трудится на картофельном поле. Причем она явно позирует автору снимка — известному краеведу и этнографу Александру Беликову. Фотография была сделана в середине 1920‑х годов в нынешнем Тосненском районе. Десятки кадров, сделанных им, содержат подпись: «Село Никольское на реке Тосне».
Автор снимка Александр Беликов создал в 1920‑х годах настоящую фотолетопись Ленинградской области. Ныне его уникальная коллекция хранится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Одним из первых выращивать картофель в Петербургской губернии стал подполковник артиллерии барон Густав Иванович Фредерикс. Новую культуру он возделывал на своей мызе Рябово в Шлиссельбургском уезде (ныне город Всеволожск). В 1788 году он отмечал: «Всем известно, что я несколько лет уже стараюсь о пользе разведения картофелей в деревне моей Рябове как у себя на мызе, так и крестьян и имею удовольствие видеть, что наибольшая часть оных сажает уже их около своих дворов…».
В ту пору подобные достижения были, скорее, исключением. В «Военно-статистическом обозрении Российской империи», изданном в 1851 году, указывалось, что в Петербургской губернии, принадлежащей к «полосе северного постоянного землепашества, то есть к полосе ржи и льна», земледелие и вообще сельское хозяйство «находится в слабом состоянии». Причинами были названы особенности местного климата и не самые плодородные земли. Кроме того, многие крестьяне предпочитали заниматься «отходными промыслами», нежели земледелием.
Автографы французских королей стали достоянием России благодаря дипломатическому мастерству Петра ДубровскогоВ статистических материалах конца XIX века отмечалось, например, про Царскосельский уезд, что земледелие в нем «не доставляет крестьянину-земледельцу в годы обыкновенного урожая не только средств существования, но даже хлеба насущного в тесном смысле этого слова». А потому «промыслы во всей их совокупности перестают быть простым подспорьем и становятся главным источником существования всего населения».
Тем не менее промыслы промыслами, а земля просит урожая. Как отмечают исследователи, в течение XIX века в Петербургской губернии отмечалось постепенное уменьшение доли зерновых и неуклонный рост посадок картофеля. В 1830 – 1840‑е годы эта культура получила наиболее широкое распространение в Царскосельском, Лужском и Новоладожском уездах.
Постепенно картофель стал хорошим подспорьем для «подстоличного крестьянина» Петербургской губернии. В издании «Живописная Россия», выпущенном в 1881 году, говорилось: «Громадные пространства засаживаются теперь картофелем в подстоличных местах и, пожалуй, нигде в России картофель не играет такой важной роли в качестве подспорья, как здесь». Но в 1895 году при общей посевной площади Петербургской губернии 265 378 десятин он занимал только 9,1 %.
В начале ХХ века картофель сравнялся со столь популярной культурой, как ячмень. В 1913 году столичная губерния заняла первое место в России по площадям, отводимым под картофель, и по урожайности: если с десятины получали в среднем по России 472 пуда, то в Петербургской губернии — 598 пудов. Чистый доход с «картофельной» десятины равнялся в среднем 103 руб. 25 коп. Одним из самых «картофельных» в губернии был Шлиссельбургский уезд.
Самые большие урожаи собирали в местностях, ближе всего располагавшихся к Петербургу. Этому в том числе способствовало обильное удобрение: полезным материалом выступал навоз от кавалерийских частей, дислоцировавшихся в Петербурге и его окрестностях, а также «человеческие отбросы», продававшиеся золотарями, которые вывозили нечистоты из столицы. Во второй половине XIX века в наиболее продвинутых хозяйствах начали применять минеральные удобрения, что также положительно влияло на продуктивность местного земледелия.
Важной отраслью аграрного производства в нашем регионе к концу XIX века стало садоводство. Местные крестьяне выращивали красную и белую смородину, малину, крыжовник. Ягоды сбывали в Петербург, Павловск, Царское Село, а также многочисленным дачникам.
Во второй половине XIX века в пригородных уездах началось и активное развитие огородничества. В парниках, теплицах и открытом грунте крестьяне стали выращивать капусту, свеклу, огурцы, лук. Все это поставляли на городские рынки, в зеленные и овощные лавки.
Примечательно, что выращиванием огородных культур занимались преимущественно выходцы из Ярославской губернии, которые арендовали землю по цене от 100 до 200 рублей за десятину. Копали огороды, как правило, наемные рабочие, тоже ярославцы, а все основные работы на таких огородах вели женщины из Петербургской, Новгородской и Олонецкой губерний. Их нанимали на лето, а жили они, как значилось в одном из документов, «на хозяйских харчах с баней и стиркой».
Читайте также:
Забытый парад: как Марсовое поле встречало легендарных гвардейцев-павловцев
На службе двух армий. Биография Николая Струйского похожа на приключенческий роман
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (7973) от 19.08.2025 под заголовком «Картофельные десятины».




Комментарии