Кабаки не для солдат

В Российском государственном историческом архиве мне удалось отыскать любопытный сюжет о том, как двести лет назад в Стрельне лейб-гвардии Уланский его императорского высочества цесаревича и великого князя Константина Павловича полк противился устроению водочного завода. Квартировал он в образцовом военном городке, построенном в 1804 году благодаря заботам цесаревича. Напротив городка располагалась слобода Стрельна, где было три трактира.

Кабаки не для солдат | ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

По указу Камер-коллегии по питейным сборам от 1807 года «солдатам запрещалось ходить в кабаки и торговать водкой в казармах». В то же время благодаря беззаботной жизни дачников в приморской Стрельне спрос на сладкие водки и наливки все увеличивался. Несмотря на запрет, действовавший в отношении военных, соблазн вкусить этот «плод» был велик.

Недаром архивное дело начинается с запроса командира 3-го дивизиона лейб-гвардии Уланского полка полковника Лизогуба в стрельнинскую контору, поданного 30 июля 1828 года: «Узнал я, что близ Стрельнинского двора, где находятся разные мастерские лейб-гвардии Уланского полка и дровяной двор, будет строиться водочный завод, то прошу уведомить, действительно ли сие построение будет».

Слухи оказались верными, так как спустя неделю в стрельнинскую контору поступило заверение от петербургского купца 2-й гильдии Степана Никитича Цыпленкова: «Я, нижеподписавшийся... даю сию расписку в том, что есть ли будет мне позволено завести в мызе Стрельне водочный завод, то я обязуюсь вначале каждого года вносить в оную контору по пятисот рублей ассигнациями».

Через три дня стрельнинская контора рапортовала, что «не находит к такому заведению препятствующих причин, кроме опасности от пожара. Однакож почитает его невозможным, ибо дом сей находится на краю самой слободы, отделяющийся с двух сторон пустым промежутком... перед же фасадом находится берег устья Стрелки речки».

На запрос обеспокоенных военных стрельнинская контора не отвечала, готовя в это время необходимый пакет документов. В деле даже имеется отзыв на запрос Ораниебаумского земского суда о том, что препятствий к устройству водочного завода купцом 2-й гильдии Степаном Цыпленковым нет.

3 сентября 1828 года командующий легкой гвардейской кавалерией генерал-майор Горо... (в документе фамилия неразборчиво) направил возмущенное письмо в стрельнинскую контору: «...почему на отношение господина полковника Лизогуба от 30 июля 1818 г. за # 293 не последовало никакого отзыва о постройке водочного завода?..». Спустя почти две недели стрельнинская контора наконец-то соизволила ответить военным, что завод действительно устраивается «на основании указа СПб губернского правления, данного Ораниебаумскому земскому суду».

Завершается архивное дело «устроения в Мызе Стрельной водочного завода» рапортом стрельнинской конторы от 29 октября 1828 года в «правление» цесаревича, великого князя Константа Павловича, объясняющего суть и выгодность устройства водочного завода в Стрельне, на котором наложена его резолюция: «Согласен».

Примечательно, что на месте Ново-Стрельнинской слободы в начале 1970-х годов был построен профилакторий Кировского завода. А на месте водочного завода – административный корпус водно-спортивной базы Кировского завода (теперь это Портовая ул., 25). В нем в 2003 году обустроили пресс-центр государственного комплекса «Дворец конгрессов» и ресторан. Теперь тут все культурно и чинно...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5614) от 25.12.2015.


Комментарии