К Северному полюсу - напролом! Как ледокол «Ермак» отправился в первую экспедицию

«Я знаю, как можно достигнуть Северного полюса, но прошу Вас об этом пока никому не говорить: надо построить ледокол такой силы, чтобы он мог ломать полярные льды. В восточной части Ледовитого океана нет льдов ледникового происхождения, а следовательно, ломать такой лед можно, нужно только построить ледокол достаточной силы. Это потребует миллиона [рублей], но это выполнимо. Что Вы на это скажете?»

К Северному полюсу - напролом! Как ледокол «Ермак» отправился в первую экспедицию | Иллюстрация Shipkova Elena/shutterstock.com

Иллюстрация Shipkova Elena/shutterstock.com

С таким вопросом 5 февраля 1892 года контр-адмирал С. О. Макаров после годового собрания Русского географического общества обратился к своему давнему знакомому барону Ф. Ф. Врангелю. В ту пору - инспектору воспитанников Императорского Александровского лицея, в прошлом - военному моряку. На этом собрании Макаров был избран членом совета общества, а Врангель получил малую золотую медаль за участие в экспедиции по глубоководному изучению Черного моря в 1890 году...

Врангель ответил адмиралу, что это, скорее, вопрос технический, но в любом случае «мысль смелая, над которой поработать стоит». А спустя почти пять лет, вернувшись в Петербург после плавания в Средиземное море и на Дальний Восток, Макаров приступил к воплощению идеи в жизнь.

В докладной записке управляющему Морским министерством вице-адмиралу П. П. Тыртову он изложил свой проект завоевания Арктики при помощи ледоколов. Но получил отказ: «Морское министерство никоим образом не может оказать содействие адмиралу ни денежными средствами, ни тем более готовыми судами, которыми русский флот не так богат, чтобы жертвовать их для ученых (научных. - В. С.), к тому же проблематических задач».

Тем не менее Макаров добился разрешения пропагандировать свою идею в научных кругах. 8 февраля 1897 года он сделал доклад «по поводу Ледовитого океана» в РГО. В ходе дискуссии, как отмечал в своем дневнике Макаров, ее участники «уступили совету дюжинного благоразумия, предложенному Врангелем, а именно, взять задачу пройти [на ледоколе] вдоль нашего [северного] берега и обследовать его».

Спустя полтора месяца в Мраморном дворце, зал которого любезно предоставил президент Петербургской академии наук великий князь Константин Константинович, состоялось экстренное заседание РГО. Его удостоили своим вниманием некоторые члены императорской фамилии и многие высокопоставленные лица. Врангель сделал краткий исторический обзор научных исследований Северного Ледовитого океана, затем выступил Макаров, озаглавивший свою часть лекции весьма амбициозно: «К Северному полюсу - напролом!». Для выступления он приготовил наглядные пособия, карты, модели, чертежи и картины ледоколов того времени.

«Главная цель умело обставленного заседания в Мраморном дворце была достигнута, - писал впоследствии Врангель. - Интерес правящих кругов был привлечен к этому делу, оно дошло до сведения Его Императорского Величества, и Государю Императору угодно было обратить внимание министра финансов, С. Ю. Витте, на проект адмирала Макарова».

В октябре 1897 года по распоряжению С. Ю. Витте была организована комиссия для выработки технических условий, которым должен был удовлетворять будущий ледокол. Ее председателем назначили адмирала Макарова. Среди ее участников были профессор Д. И. Менделеев (от Министерства финансов) и барон Ф. Ф. Врангель (в качестве специалиста по океанографии).

Император Николай II согласился ассигновать на воплощение идеи три миллиона рублей, и 24 декабря 1897 года Макаров подписал с фирмой Армстронга в Ньюкасле (Англия) договор на постройку ледокола «Ермак». За ходом работ он предложил наблюдать Врангелю, который в это время уже был в отставке и не имел служебных занятий. Тот охотно согласился, но Министерство финансов отказалось выдавать суточные, без которых Врангель не мог прожить почти год в Англии. Так что надзор за постройкой «Ермака» был возложен на финляндского инженера Янсена.

Такое решение устроило и Врангеля, о чем он через два года писал Макарову: «...На постройку я ни в одном существенном вопросе влияния бы не имел, был бы скомпрометирован неудачей и, выступая за полярные ледоколы, говорил без нравственной воли, как лицо заинтересованное. Уже мое согласие было ошибкой». Таким образом, «задним числом» Врангель признал, что, не будучи инженером-кораблестроителем, не мог быть полезным Макарову в деле постройки «Ермака».

19 февраля 1899 года приемочная комиссия под председательством Макарова приняла ледокол «Ермак» в Ньюкасле. Спустя два дня он вышел в море и направился в Кронштадт, куда с триумфом прибыл 4 марта. Весной того года «Ермаку» еще не раз пришлось демонстрировать свои «бойцовские» качества: в период с 15 по 21 марта он вывел в море 29 пароходов, застрявших во льдах Финского залива.

В связи с этим Врангель писал Макарову: «Не могу воздержаться от выражения радости Вашим успехам. Какое счастье «для дела», что замерзли пароходы у Ревеля, что настал лютый мороз, задул свежий ветер, и что при этих-то обстоятельствах юный витязь «Ермак» показал на весь мир свою мощь и добрый нрав. Теперь может случиться и какая-нибудь «осечка», всегда возможная в новом деле, и уже заглушить его никакая «шушера» не сможет...».

4 апреля 1899 года под бурные овации жителей столицы «Ермак» впервые ошвартовался на Неве у здания Горного института. Первым из встречавших на ледокол поднялся министр финансов Витте. 8 мая «Ермак» снялся с якоря в Кронштадте для следования в Арктику. Руководил экспедицией вице-адмирал Макаров...

#история #судостроение #Арктика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6410) от 29.03.2019 под заголовком «К Северному полюсу - напролом! ».


Комментарии