Изысканный полк гвардейских кирасиров: история и наследие Гатчины

Почти век до начала Первой мировой войны одной из визитных карточек Гатчины были «синие кирасиры». Речь о лейб-гвардии Кирасирском полке ее величества государыни императрицы Марии Федоровны, для формы кавалеристов которого воротники, обшлага, погоны, выпушки, околыши фуражек и конские чепраки шились из сукна синего цвета.

Изысканный полк гвардейских кирасиров: история и наследие Гатчины | Император Николай II (стоит спиной) приветствует высших офицеров лейб-гвардии Кирасирского полка перед началом парада. Фото начала ХХ века./Репродукция. ФОТО автора

Император Николай II (стоит спиной) приветствует высших офицеров лейб-гвардии Кирасирского полка перед началом парада. Фото начала ХХ века./Репродукция. ФОТО автора

История гатчинских кирасиров началась с драгунского полка, сформированного указом Петра I. Боевое крещение полк получил во время Северной войны осенью 1705 года, когда в составе кавалерийского отряда Александра Меншикова в бою у предместья Варшавы — Праги — захватил неприятельскую батарею.

Спустя три года полк получил название Невского драгунского. А затем он стал лейб-кирасирским. Это означало, что его шеф — сама императрица Анна Иоанновна. Она считалась полковником, поэтому командиры полка именовались вице-полковниками.

С переформированием полка в кирасирский он получил и свои первые регалии — серебряные литавры. Впоследствии Елизавета Петровна и Екатерина II также являлись его шефами и полковниками. При этом он не входил в состав гвардии, а был армейским полком, но имевшим особую привилегию — шефство высочайших особ.

Во времена Екатерины II лейб-кирасиры участвовали в Русско-турецкой войне, при Александре I — в Отечественной войне 1812 года. За боевые отличия полк получил 19 георгиевских серебряных труб. А спустя восемь лет после триумфального вступления в Париж он пришел на постоянные квартиры в Гатчину.

Полк по праву пользовался репутацией одной из самых блестящих гвардейских частей. Впрочем, он мог гордиться не только успехами по ратной части. «Синие кирасиры» имели единственный в частях гвардейской кавалерии струнный оркестр, созданный в 1892 году. Кроме того, в полку действовал балалаечный оркестр, который неоднократно играл в Гатчинском дворце для августейшего семейства.

Полк ежегодно участвовал в летних маневрах императорской гвардии в Красном Селе. По результатам различных стрелковых и конных соревнований отличившихся нижних чинов награждали знаками «За отличную стрельбу», карманными часами и, как ни странно, шароварами…

В начале ХХ века в полку «синих кирасир» разыгралась настоящая драма. В ту пору одним из его офицеров был младший брат Николая II великий князь Михаил Александрович. Он закрутил роман с женой своего сослуживца поручика Владимира Вульферта. Обманутый муж настаивал на дуэ­ли с великим князем. До поединка не дошло, но дело получило огласку, и история бросила тень на весь полк. В августе 1909 года Николай II своим приказом исключил Михаила Александровича из рядов гатчинских кирасир и перевел полковником в 17‑й армейский Черниговский гусарский полк, расквартированный в Орле. Когда Михаил Александрович покидал полк, сослуживцы поднесли ему прощальный подарок — палаш, украшенный автографами 41 офицера. Причем каждая рос­пись была исполнена оригинальным почерком. Там не было только одного автографа — Вульферта (хотя в списках «синих кирасир» он значится).

Уйти из Кирасирского полка пришлось и Вульферту: ему настоятельно предложили подать рапорт об увольнении по причине недостойного поведения. А его бывшую жену «синие кирасиры» объявили персоной нон грата: с ней не только было запрещено появляться в обществе, но даже упоминать ее фамилию.

Летом 1914 года славный полк навсегда покинул Гатчину. В составе 1‑й гвардейской кавалерийской дивизии он убыл на фронт. Военная судьба забрасывала гатчинских кирасир сначала в Восточную Пруссию, затем в Польшу.

После крушения монархии три четверти полковых офицеров сохранили присягу на верность царю и Отечеству. Полк был возрожден в Белой армии и сражался до конца Гражданской войны. В 1922 году за границей возникло объединение бывших «синих кирасир». До своей кончины в 1928 году активное участие в судьбе кирасир-эмигрантов принимала шеф полка — императрица Мария Федоровна.

До наших дней в Гатчине на Красноармейском проспекте сохранились бывшие казармы полка — теперь там находится архив Военно-морского флота. Уцелело и здание бывшего Офицерского собрания: оно находится прямо напротив входа в проходную Гатчинского деревообрабатывающего комбината.


#кирасиры #история #Гатчина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 39 (7615) от 04.03.2024 под заголовком «Ее величества кирасиры».


Комментарии