Изба у богадельни

Район Пискаревки, застроенный в основном в 1960 – 1970-х годах, не особенно богат на архитектурные достопримечательности. Тем не менее они здесь есть. Одна из них – здание на углу Кондратьевского проспекта и Бестужевской улицы, в котором располагается 21-й отдел полиции Калининского района.

Изба у богадельни | В бывшем богоугодном заведении уже давно находится отдел полиции.<br> ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В бывшем богоугодном заведении уже давно находится отдел полиции.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Большие сводчатые полуциркульные окна, увенчанные головками амуров, красивый мелкий переплет оконных рам... С обратной стороны – эркер на уровне второго этажа на двух украшенных лепкой кронштейнах. В центре его – такое же сводчатое окно с головкой амура.

Первоначальное назначение этого сооружения – богадельня Общества вспоможения приказчикам и сидельцам, основанного в 1865 году. Устав его был утвержден Министерством внутренних дел, существовало оно за счет членских взносов и пожертвований.

Ради постройки этого дома Варвара Ивановна Щербакова пожертвовала обществу в 1897 году участок cвоей земли близ деревни Пискаревка вдоль Безбородковского (теперь Кондратьевского) проспекта. В 1901 – 1903 годах по проекту архитектора Н. В. Никитина возвели ныне существующее здание. Во втором этаже устроили храм Воскресенья Христова в византийском стиле, рядом были жилые помещения призреваемых. На первом разместились квартиры священника, псаломщика и служащих богадельни.

В июне 1903 года на звонницу были подняты колокола и водружен крест. 31 августа епископ Нарвский Антонин при участии протоиерея Иоанна Сергиева (отец Иоанн Кронштадтский) освятил церковь и звонницу. Храм посещали жители всей округи. Богослужения и крестный ход совершались в нем до 1924 года. Затем там устроили приют для беспризорных детей. Звонницу и крест сняли, церковная утварь и иконы были расхищены...

В начале 1930-х годов в доме разместилась начальная школа. Когда началась война – воинская часть. После войны она выехала, и здание какое-то время занимала бондарная мастерская. В середине 1970-х годов здание бывшей богадельни передали в ведение МВД. В 2001 году КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». В 2011 году были проведены ремонт и реставрация фасадов.

Слева от бывшей богадельни, чуть в глубине, по Благовещенской (теперь Сибирской) улице сохранился старый одноэтажный деревянный зимний дом – удивительный среди пятиэтажек-«хрущевок» и высотных зданий. Он был построен одновременно с богоугодным заведением и предназначался для его работников. Домик чудом уцелел во время реконструкции района, когда в округе снесли все деревянные постройки. Его как будто бы оберегала какая-то тайна. Говорили, что тут некогда бывал Ленин. По другой легенде, здесь жил его шофер...

Однако ни та ни другая версии не имеют к действительности никакого отношения. Известно точно, что в самом начале 1920-х годов тут обосновалась семья Федора Яковлевича Зенкова. По семейному преданию, его дед Яков Зенков был литейщиком и принимал участие в отливке перил Литейного моста. После какого-то конфликта ушел из цеха и стал служить в церкви старостой и чтецом.

Последняя хозяйка дома Еликонида (в просторечии Еля) родилась в нем 10 мая 1928 года. В 1932-м появилась на свет дочь Ника. Кроме дочерей в семье были еще два сына. Младший умер в 1926 году, а старшего мать отвела в храм прислуживать у алтаря. Его жизнь, уже студента Лесотехнической академии, оборвала война. Дом выстоял в блокаду, давая кров двум девочкам-подросткам и их маме...

Семья была религиозна. Еля и Ника с детства носили нательные крестики. В начальной школе они категорически отказались прикреплять к платью октябрятские звездочки. Тем не менее обе девочки смогли прекрасно окончить школу, а затем Лесотехническую академию. Обе получили дипломы, Еля – даже с отличием. Нику направили работать в проектный институт. Еля, отказавшись учиться в аспирантуре, работала после окончания института по специальности во Всеволожском лесхозе, но жила посещениями святых мест и молитвами, а потом и вовсе получила благословение и ушла из лесхоза ради церковной службы. В 1995 году она вернулась в родной дом на Пискаревку. Две сестры, Еля и Ника, жили тихо и уединенно, проводя время в молитвах и трудах по хозяйству, своим отшельничеством невольно давая повод старым и новым небылицам.

Незадолго до своей смерти Еликонида Зенкова продала свой дом с просьбой не ломать его, пока она жива. Ее воля была исполнена. Деньги от продажи она передала церкви...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5715) от 03.06.2016.


Комментарии