Из-за чего произошел скандал с фарфоровыми фигурками?
На заре правления императрицы Екатерины II, в 1766 году, шотландский купец Фрэнсис Гарднер основал в подмосковной деревне Вербилки производство фарфора. Поначалу завод выпускал фарфоровые фигурки, похожие на изделия саксонских мастеров — их героями были дети-садовники, пастухи, пастушки, Арлекин и Коломбина. Затем в ход пошли «русские типы» по эскизам гравера и литографа Капитона Зеленцова. Все было чинно и благородно, пока не случился скандал…
Преследование «крамольных» статуэток лишь придало им дополнительную популярность./Репродукция. ФОТО автора
Поводом стала выпускавшаяся в 1818 – 1819 годах статуэтка «Монах, несущий девушку в снопе». Она изображала благообразного старца с тяжелой ношей — снопом пшеницы. Однако если присмотреться внимательно, можно было заметить, что из снопа виднелись женские ножки, а сквозь колосья проглядывало личико. Конечно, каждый понимал этот сюжет, как говорится, в меру собственной испорченности, однако складывалось впечатление, что заботой о снабжении обители послушник прикрывал совсем иные намерения.
Сюжет на самом деле был расхожий. Впервые он появился в Германии в пропагандистских «летучих листках» времен Реформации, в 60‑х годах XVIII века возродился в Англии, а спустя несколько десятков лет перекочевал в революционную Францию. Однако в России статуэтка была воспринята как издевка над православным духовенством.
Борцом за справедливость стал архимандрит саратовского Спасо-Преображенского монастыря Савва: он приметил изделие на местной ярмарке, немедленно отобрал его у торговца и представил в местное губернское правление с требованием «о истреблении подобных кукол, как служащих к бесчестию монашеского сана, а прочим христианам соблазном».
Губернское правление, однако, в просьбе отказало, заявив, что кукла‑де изображает сострадательного монаха, спасающего укрывшуюся в снопе барышню от злодеев. Архимандрит не успокоился, стал обращаться в более высокие инстанции.
Дело дошло до кабинета министров, Синода, Сената и даже до самого императора. Александр I, ознакомившись со всеми подробностями скандальной истории, объявил архимандриту монаршее благоволение за бдительность. И велел, чтобы «выставка и отделка подобных сему соблазнительных фигур была повсеместно воспрещена с истреблением таковых, есть ли где оные существуют».
Впрочем, как отмечала в свое время московский филолог и фольклорист Лариса Ивлева, власти явно перегнули палку, поскольку прообраз подобной «крамольной» куклы существовал не только в западной, но и в русской культуре. Источником служил рассказ в жанре скоморошина, к которому относят былины-пародии, сатирические и комические баллады и песенки, небылицы.
Речь в этом рассказе шла о некоем монахе Боголюбовского монастыря, что неподалеку от Владимира. Сей Старец-Игренище, или Демид-чернец, как именовали его в народных байках, приходил «под окошечко» просить «честныя милостыни». Однажды, увидев «душу красную девицу», вынесшую ему подаяние, он не выдержал соблазна и, засунув девушку вместе с милостыней в мешок, отправился к себе в монастырь.
На его беду по дороге ему повстречались сборщики пошлины с монастырей, так называемой десятой доли. Монах пытался их обмануть, но сметливые молодцы ему не поверили и стали тыкать в мешок шильями: «Горька редька рыхнула, бела капуста крикнула, из красной свеклы росол пошел». Этот текст скоморошины XVIII века был извлечен из рукописного сборника и опубликован в середине XIX века известным собирателем русского фольклора Александром Афанасьевым.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7539) от 08.11.2023 под заголовком «Крамольная кукла».
Комментарии