Только на сайте

История одного предмета из музея «Нарвская застава»

О чём может поведать фотография?

История одного предмета из музея «Нарвская застава» | Иллюстрация из работы автора

Иллюстрация из работы автора

VII региональная олимпиада по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2018 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнил работу: Матвей Бутылов (Академический лицей «Физико-техническая школа», 9 класс).

О чём может поведать фотография? (история одного предмета из музея «Нарвская застава») 

Введение 

Однажды в поисках темы для исследовательской работы я оказался в главном здании музея «Нарвская Застава» на улице Ивана Черных, д. 23. В нем среди экспонатов я заметил прямоугольную групповую фотографию 1907 года, на которой были изображены рабочие рессорно-механической мастерской Путиловского завода (см. Приложение 1) [3]. Этот экспонат сразу привлек мое внимание, так как он содержал огромное количество подлинных фотографий и сведений, таких как имена рабочих, адрес фотоателье, название мастерской. В связи с этим я решил посвятить свое исследование изучению именно этой групповой фотографии.  Когда я пообщался с главным хранителем музея Евгенией Георгиевной Жук, она рассказала мне, что информации о данной групповой фотографии довольно мало. Поэтому проблема моего исследования заключается в неизученности этого музейного экспоната. Я считаю свое исследование актуальным, так как оно поможет обогатить информацию о данном предмете, а также дополнит историю Путиловского завода и фотоателье Ю. Никоновича. Целью моего исследования стало комплексное изучение данного музейного экспоната. Я выделил следующие задачи: 1. Составить подробное описание фотографии; 2. Найти информацию о рессорно-механической мастерской, проследив историю Путиловского завода; 3. Проследить историю фотоателье, в котором была создана эта фотография; 4. Создать краткую биографию фотографа – Юлиана Ивановича Никоновича. В своей работе я использую проблемно-хронологический метод исследования.  

Побывав в центре петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского и в РНБ, пообщавшись с библиографами, я изучил историю Путиловского завода. В этом мне помогли такие книги, как «История Путиловского Завода 1801-1917», «История Кировского завода 1917-1945», «"Красный путиловец". 125 лет. 1801-1926» и «Путиловец в трех революциях». Кроме того, в ЦГИА СПб я работал с карточками рабочих этого завода, пытаясь найти тех, кто изображен на данной групповой фотографии. Благодаря адресно-справочным книгам «Весь Петербург», «Весь Петроград» и «Весь Ленинград», мне удалось установить адрес фотоателье Юлиана Ивановича Никоновича, автора данной фотографии. Благодаря сайту Стереоскоп, посвященному истории петербургской фотографии и фотоателье 1837-1920 гг. и Юбилейному справочнику Академии художеств С. Н. Кондакова, я узнал больше об этом художнике и его фотоателье на Садовой ул., д. 18. Дополнить эти данные мне помогли материалы из РГИА и ЦГИА СПб, где я нашел несколько дел, содержащих сведения о биографии Ю. И. Никоновича. Кроме того, в ходе исследования я посетил музей истории и техники ОАО «Кировский завод», где пообщался с его директором – Игорем Юрьевичем Саврасовым. По структуре данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена описанию фотографии из музея «Нарвская застава», вторая рассказывает об истории Путиловского завода, а третья – о фотоателье Ю. Никоновича и его биографии.  

Необычный экспонат 

Глава 1. Групповая фотография 

В учетной карточке заинтересовавшего меня экспоната СПб ГБУ «Музей "Нарвская застава"» сказано, что он поступил из коллекции народного музея истории Нарвской заставы в 2008 году. Но эта информация не помогла мне в исследовании, так как это предыдущее название музея «Нарвская застава» и, по словам главного хранителя Евгении Георгиевны Жук, информации об этом экспонате в музее не сохранилось. В связи с этим история появления фотографии в музее остается неизвестной.  Согласно учетной карточке, данная фотография является фотоколлажем. Однако, по мнению сотрудника сектора учета и хранения музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме М. Б. Правдиной, с которой общался мой научный руководитель, ее правильнее называть групповой фотографией на картонной подложке. В данном исследовании я буду использовать это определение. Групповая фотография на картонной подложке имеет размеры 47,5 на 63 см. На ней изображены рабочие (предположительно, по словам директора музея истории и техники ОАО «Кировский завод») Рессорномеханической мастерской Путиловского завода. Всего 48 портретов в овальных медальонах, из которых 4 портрета в центре – большого размера, а оставшиеся 44 – меньшего. В центре сверху находится каллиграфически выведенная надпись: «Ресорно механическая мастерская Путиловскаго завода 1907 г.» В верхнем ряду, под надписью, находятся три портрета: А. Н. Соловей, А. И. Белоножкин и Д. М. Прекс. На том же уровне под небольшим углом (от центра фотографии вниз) располагаются портреты меньшего размера: верхний ряд (слева направо) В. Лукин, Я. Эйтс, Я. Кукушкин, а под ними (второй ряд сверху) – А. Иванов, Д. Морозов, П. Анисимов. Симметрично относительно трех центральных фотографий находятся следующие портреты (слева направо, верхний ряд): М. Майоров, А. Жавнис, И. Юрьев, а ниже, во втором ряду, – П. Воронов, Э. Сави, Л. Голуб. 

В центре этой групповой фотографии, под портретом А. И. Белоножкина, размещен портрет И. И. Уманского. По размеру он равен трем центральным фотографиям верхнего ряда. Налево и направо от него также по диагонали, ведущей вниз, расположены третий и четвертый ряды меньших портретов. Третий ряд (слева направо): И. Пилецкий, А. Дрозд, Д. Юганов, С. Морозов, Ф. Дрозд; правее от портрета И. И. Уманского: А. Радченко, Г. Епифанов, С. Епифанов, Э. Верман и Б. Плюхин. Под ними – четвертый ряд (слева направо): Н. Герасимов, Н. Голубев, В. Романов, М. Франскунас, правее от портрета И. И. Уманского: В. Кириллов, Н. Князьков, Н. Евстафьев и И. Жаковка. Под портретом И. И. Уманского расположены еще два малых портрета: С. Книжников и В. Мамонский, а под ними, в самом низу, – прямоугольная фотография, изображающая цех завода. 

Можно предположить, что это и есть рессорно-механическая мастерская. Справа и слева от этой фотографии симметрично расположены пятый и шестой ряды малых портретов. Пятый ряд (слева направо): П. Лукин, К. Тетлаус, А. Липатов, К. Власов; справа от фотографии мастерской в этом же ряду: Ф. Бывало, Л. Скорупский, Е. Егоров, Я. Ермаченко. Шестой, нижний, ряд (слева направо): слева от фотографии мастерской изображены Л. Сченскович, П. Белецкий, а справа от нее – И. Зайцев, П. Иванов. По бокам фотография обрамлена простыми узорами и орнаментами. В левом верхнем углу находится герб Российской Империи. Внизу, по центру, располагается надпись «Фотогр. Художника Ю. Никоновича Садовая ул. д. 18» – это подпись фотоателье Юлиана Ивановича Никоновича, в котором была сделана данная фотография. На фотографии Ново-механической мастерской 1915 года, которая хранится в музее истории и техники ОАО «Кировский завод», можно заметить подобную подпись. Групповая фотография имеет характерные повреждения по краям: имеются отверстия по всему периметру (предположительно, данная фотография прикреплялась к деревянной поверхности при помощи гвоздиков/скоб), а также в левом верхнем и нижнем углах полотно оторвано. В левом верхнем углу имеется след от склейки двух частей картона. По словам директора музея истории и техники ОАО «Кировский завод» Игоря Юрьевича Саврасова, групповые фотографии работников Путиловского завода делались очень часто. В связи с этим можно сделать вывод о том, что данный экспонат не является уникальным. В музее истории и техники ОАО «Кировский завод» мне показали еще две групповые фотографии рабочих Путиловского завода: «Ново-механической мастерской» (1915 год) и «Вагонно механической мастерской». 

На фотографии «Вагонно механической мастерской» изображены все рабочие (предположительно) мастерской вместе, а вот фотография «Новомеханической мастерской» не только похожа на групповую фотографию «Ресорно механической мастерской» (на картонной подложке расположены ряды фотографий, при этом каждая является портретом рабочего (предположительно) этой мастерской), но и выполнена в том же фотоателье, что и рассматриваемый мной музейный экспонат. Об этом свидетельствует подпись снизу: «Фот. М.[Михаил Михайлович] Брейткасъ Садовая 18». Интересно, что Михаил Брейткас стал владельцем этого фотоателье в том же году, когда была создана эта фотография, – в 1915. Изучение фотографии рессорно-механической мастерской поставило передо мной ряд вопросов: 

● Что такое рессорно-механическая мастерская? 

● Что известно об авторе этой фотографии? 

● Сохранился ли дом, где располагалась его фотомастерская? 

● Сохранились ли еще где-то работы этого мастера? 

В своей работе я постарался на них ответить.  

Глава 2. Путиловский завод 

История Путиловского завода начинается в 1801 году, когда из Кронштадта перевели в пригород Петербурга чугунолитейный завод. Первыми его директорами были шотландцы, а завод выпускал пушечные ядра, ружья, котлы и чаще всего выполнял различные военные государственные заказы. В период с 1801 по 1869 год завод относительно часто менял своих хозяев в связи с тем, что плохо окупался и пострадал от наводнения 1824 года. Все изменилось в 1868 году, когда завод продали инженеру-предпринимателю Николаю Ивановичу Путилову. Начиная с этого момента завод стал активно расширяться, было создано Общество Путиловских заводов, открылись новые мастерские. На заводе начали изготавливать рельсы, а затем и вагоны. В 1880 году Н. И. Путилов умирает, но завод продолжает развиваться, особенно активно в области машиностроения, в это время появляются землечерпательницы, землесосы, экскаваторы и другая техника. Предположительно, именно в это время появилась рессорно-механическая мастерская, так как во всех этих машинах используются рессоры. Как мне рассказал директор музея истории и техники ОАО «Кировский завод» Игорь Юрьевич Саврасов, рессора (с французского «пружина») – это часть подвески транспортного средства, обеспечивающая плавность хода, сглаживающая толчки. Она используется в машиностроении, для того чтобы уменьшить колебания машины, которые появляются при ее движении по неровной поверхности. Также благодаря этому улучшается управляемость транспортным средством. В то время рессоры представляли собой несколько листов углеродистой стали, скрепленных вместе скобами и болтами. 

В рессорах используется именно эта разновидность стали, так как она является прочной и при этом достаточно упругой, для того, чтобы не лопаться при больших нагрузках. В недавно открытом после реэкспозиции Музее железных дорог России я видел рессоры у дореволюционных паровозов и вагонов. Я предположил, что какие-то из них были сделаны на Путиловском заводе именно в той мастерской, фотографию которой я изучаю. От лица нашего Дворца мы обратились с вопросом об этом к научным сотрудникам Музея железных дорог России. Но, к сожалению, они ответили, что у них нет никаких предметов или материалов, рассказывающих об истории этой мастерской. 

Подробнее узнать историю Путиловского завода мне помогла книга «История Путиловского завода. 1801-1917» М. И. Мительмана. Благодаря этой книге, а также благодаря юбилейному сборнику «"Красный путиловец". 125 лет. 1801-1926» я изучил историю Путиловского завода, узнал, каким образом Н. И. Путилов смог сделать из одного убыточного завода целое объединение. Узнал о том, насколько современную (по тем меркам), не имевшую аналогов в мире технику, выпускал этот завод. Ознакомившись с историей завода с 1890 года по 1907 (год создания исследуемой фотографии) я выяснил, что механическая мастерская появилась для того, чтобы выполнять новые государственные заказы: на вагоны, паровозы и пушки. В книге М. И. Мительмана много раз упоминается механическая мастерская, но про рессорно-механическую мастерскую нет ни слова. В книгах, описывающих революционное время в истории Путиловского завода, мне также не удалось найти информации о рессорно-механической мастерской. Скорее всего, это было связано с тем, что она была немногочисленной по сравнению с другими мастерскими. Такое предположение выразил И. Ю. Саврасов – директор музея истории и техники ОАО «Кировский завод». Соответственно, она никак не могла служить главным, крупным источником забастовок, бойкотов, восстаний, и мало интересовала авторов, описывающих революционную эпоху. В книге С. А. Костюченко об истории Кировского завода до Великой Отечественной войны также никаких упоминаний об интересующей меня мастерской выявлено не было. 

Не найдя достаточного количества информации о рессорномеханической мастерской Путиловского завода в книгах, посвященных его истории, я решил обратиться в Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), в котором находится фонд №1418 «Путиловский паровозный, машиностроительный, механический и литейный завод Общества Путиловских заводов (г. Петроград) (1801-1917)». В этом фонде я нашел алфавитный список всех рабочих. В связи с ограничениями архива на данный момент мне удалось просмотреть не все их личные карточки. Пока я искал карточки лишь 4 персон, чьи портреты находятся на групповой фотографии: П. Анисимова, А. И. Белоножкина, А. Н. Соловья и И. И. Уманского. При этом карточек А. Н. Соловья и И. И. Уманского найдено не было. 

По моим предположениям это связано с тем, что они не являлись простыми рабочими, а были, например, инженерами или руководителями этой мастерской (на фотографии их портреты крупнее остальных). Карточки А. И. Белоножкина тоже не выявлено, я нашел лишь карточку Мирона Степановича Белоношкина. Из Анисимовых подходят сразу несколько человек, имена которых начинаются на букву П: Павел [4, л. 204-207], Пётр [4, л. 208-209], Порфирий [4, л. 210]. Кто именно из них изображен на исследуемой групповой фотографии, пока не известно. К сожалению, на данный момент ни в одной личной карточке я не увидел записи о рессорно-механической мастерской. Планируется дальнейшая работа с данным фондом, однако пока более точной информации о данной мастерской Путиловского завода мне найти не удалось. Но ее историю запечатлела для нас эта групповая фотография, поэтому я решил подробнее изучить фотоателье, в котором она была сделана.  

Глава 3. Фотоателье 

Благодаря адресно-справочным книгам «Весь Петербург» на 1907 и 1912 годы мне удалось установить личность Юлиана Ивановича Никоновича, автора данной групповой фотографии [11, с. 505; 12, с. 641]. Правильное произношение фамилии этого художника остается неопределенным, но, согласно предположению о ее белорусском (польском) происхождении, ударение должно падать на третий слог. Фамилии, оканчивающиеся на ович/-евич являются очень распространенными в Белоруссии. В Польше этот суффикс означал дворянский титул, заменив исконный -овиц/-евиц. Под влиянием польского языка фамилии на -ович/-евич сменили древнерусское ударение (как в русских отчествах) на предпоследний слог (ср. Кáрпович и Карпо́вич). Поскольку изначально такие фамилии являлись по сути отчествами, большинство их основ произошло от имен. 

Таким образом, со значительной долей вероятности можно предположить, что фамилия Никонович произошла от имени Никон. Благодаря сайту Стереоскоп, посвященному истории петербургской фотографии и фотоателье 1837-1920 гг., и Юбилейному справочнику Академии художеств С. Н. Кондакова я узнал, что Ю. И. Никонович был художником по образованию и являлся выпускником Академии художеств. В 1879 году он получил 1 серебряную медаль, а в 1880 году закончил научный курс. В 1881 году Юлиан Иванович Никонович получил звание неклассного художника. Каждый учащийся Академии художеств во время обучения выполнял работы, которые оценивались, а по окончанию курса художник мог получить золотую или серебряную медаль. Эти медали могли быть большими или малыми. Обладатели большой золотой медали, малой золотой медали и большой серебряной получали 1, 2 или 3 степень соответственно и являлись классными художниками, а обладатели малой серебряной медали именовались неклассными. Чтобы получить звание неклассного художника нужно было также сдать научные предметы с общим баллом 3. 

Звание могли получить и художники, не обучавшиеся в Академии Художеств, при условии сдачи экзаменов и работ. В 1860-х годах звание неклассного художника присваивали не столько за творческие работы, сколько за демонстрацию ремесленной художественной грамотности. Подтверждения информации из Юбилейного справочника С. Н. Кондакова мне удалось найти в фонде Императорской Академии Художеств, который хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Благодаря Докладной записке Правления Императорской Академии художеств от 21 января 1877 года я узнал, что Юлиан Никонович в 1870 году поступил в число вольнослушающих класса гипсовых голов, в 1874 году был переведен в Натурный класс, а в 1876 году принят в ученики I курса. В 1877 году он вместе с четырьмя другими учащимися обратился в Правление Академии с просьбой изучать медальерное искусство и в связи с этим получить стипендию Петербургского Монетного двора. 17 мая 1875 года он получил малую поощрительную медаль за рисунок с натуры. Также мне удалось узнать его год рождения – 1851 г. 

При дальнейшей работе в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) мне удалось найти личное дело учителя чистописания и рисования в Санкт-Петербургском Учительском институте, состоящего в IX классе Юлиана Никоновича. Благодаря этому документу мне удалось установить, что Юлиан Никонович был крестьянином, родившимся 6 мая 1851 года, а также то, что он приехал в Санкт-Петербург из деревни Меньки Свислочской волости Меньковского общества Волковысского уезда. Таким образом, мое предположение о белорусском происхождении его фамилии подтвердилось. 

Также из этого дела я узнал, что он преподавал в Учительском институте с 28 января 1882 г. по 1 августа 1883 г. Санкт-Петербургский (Петроградский) учительский институт был открыт 25 октября 1872 года «для подготовки учителей городских училищ» в арендованном Министерством народного просвещения доме № 28 на 13-й линии Васильевского острова. Институт был мужским закрытым учебным заведением для лиц старше 16 лет. В 1873 году при институте также были открыты вечерние курсы для учителей уездных училищ. Юлиан Иванович Никонович был там учителем рисования и чистописания в течение полутора лет. В 1888 году Ю. И. Никонович открыл своё фотоателье по адресу Садовая ул., д. 18. Это здание было построено в 1874 году по проекту гражданского инженера Антона Юлиановича Новицкого и выполнено в стиле модерн. Сейчас в этом здании располагается администрация Российской национальной библиотеки [25]. Кроме того, мне удалось найти ряд фотографий, сделанных Ю. И. Никоновичем в этом фотоателье. 

В собрании Государственного Эрмитажа хранится портрет сестёркупчих, датируемый 1890-е годами. Музейные хранители атрибутировали, что эта фотография сделана по технологии альбуминового отпечатка. Кроме того, я нашёл фотографию последнего российского императора, где он запечатлён с женой. Думаю, это говорит о высоком статусе фотоателье Ю. Никоновича.  Интересна также серия портретов гимназистки Пани К. и студентов Санкт-Петербургского Политехнического института экономического отделения за 1909-1910 гг. Рассматривая их, можно выделить типичные для того времени ракурсы, используемые при портретной съемке. По сравнению с современными эти изображения кажутся более статичными и сдержанными. Каждая фотография имеет фирменное паспарту с указанием фотоателье Юлиана Никоновича и его адресом. У вас может возникнуть вопрос, зачем всем этим фотографиям нужна картонная подложка (паспарту). Это необходимо для фиксации бумаги, так как использовалась очень тонкая бумага, которая сама по себе со временем сворачивалась. 

Фотографии в фотоателье Ю. И. Никоновича выполнялись в технике альбуминовой печати, очень распространённой в то время. Впервые она была представлена 27 мая 1850 года Луи Дезире Бланкар-Эврар  на заседании французской Академии наук. Название технологии связано с использованием  яичного белка – альбумина, которым покрывались очень тонкие листы бумаги, помимо белка, бумагу покрывали также хлоридом натрия (солью). Затем листы помещались в раствор нитрата серебра, за счёт этого они становились чувствительны к свету. После этого бумагу высушивали в темноте и помещали в рамку вместе с коллодионовым стеклянным негативом (покрытым коллодионовой эмульсией). Метод альбуминовой печати был широко распространён, со временем совершенствовался и использовался вплоть до конца XX века. Использование этого метода также совпало с появлением различного вида фотоальбомов. Кроме того, стало возможно делать большеформатные снимки.

Помимо портретов, мне удалось найти фотографию слесарносборочного отделения пушечной мастерской Путиловского завода, которая также выполнена в фотоателье Ю. И. Никоновича. Интересно, что в отличие от портретных изображений, она является репродукцией на стекле. Кроме того, в качестве автора съёмки указан не только Ю. Никонович, но и Г. И. Луговой. Можно предположить, что он выполнил репродукцию на основе оригинального снимка Ю. И. Никоновича. Этот фотодокумент также позволяет сделать предположение о том, что Юлиан Иванович постоянно сотрудничал с Путиловским заводом, т.е. фотография рессорно-механической мастерской не является исключением. Последователи Ю. Никоновича продолжили эту традицию. Согласно данным с сайта «Стереоскоп» и справочнику «Весь Петербург», в 1913 году в доме 18 по Садовой улице открылось фотоателье «Модерн» Никифора Степановича Пименова, но уже в 1914 году оно пропало из справочников. 

Работники Центра Петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского утверждают, что с 1913 года «славу фотографической мастерской с многолетним стажем» на год или чуть больше захватил Иван Густавович Саард. Он также упоминается в адресном справочнике 1914 года. С 1915 года в этом же здании располагалось фотоателье Михаила Михайловича Брейткаса. Правда, сайт указывает, что оно существовало до 1925 года, а справочник «Весь Ленинград» – до 1927. Второй источник является более достоверным. Интересно, что Михаил Михайлович также продолжал сотрудничество с Путиловским заводом. Об этом свидетельствует фотография Ново-механической мастерской из музея истории и техники ОАО «Кировский завод». По всей видимости, это фотоателье действительно имело довольно высокий статус в городе. И выбор Путиловского завода мог определяться не столько сотрудничеством с конкретным фотографом, сколько репутацией ателье. Таким образом, мне удалось проследить историю фотоателье, располагавшегося в доме 18 по Садовой улице, а также найти сведения о фотографе и художнике Ю. И. Никоновиче.  

Заключение 

В ходе работы над данной темой я пришел к следующим выводам: 

1) Изучив групповую фотографию и пообщавшись с главным хранителем музея «Нарвская застава», я составил подробное описание изучаемого музейного предмета, 

2) Изучил историю Путиловского завода, но, к сожалению, на данный момент не нашел точных данных о его рессорно-механической мастерской,

3-4) Установил личность автора данной групповой фотографии и коротко описал его биографию и историю его фотоателье. 

Таким образом, новизна данной работы заключается в том, что мне удалось связать историю данного музейного экспоната с историей СанктПетербурга: историей Путиловского завода и фотоателье Ю. И. Никоновича, его биографией и историей дома № 18 по Садовой ул. В то же время цель исследования не достигнута в полной мере, потому я не считаю свою работу завершенной. У меня есть перспективные задачи. В будущем я собираюсь продолжить свою исследовательскую работу. Вполне вероятно, что дальнейшая работа с архивным фондом Путиловского завода в ЦГИА СПб будет более успешной. 

Я выражаю огромную благодарность педагогу клуба «Петрополь» – Марии Михайловне Осиповой, которая помогала мне с описанием объектов и выбором источников; Евгении Георгиевне Жук – главному хранителю музея «Нарвская застава», которая провела экскурсию по музею, познакомила с историей Нарвской заставы, рассказала об объектах данного музея и предоставила учетную карточку групповой фотографии; Игорю Юрьевичу Саврасову – директору музея истории и техники ОАО «Кировский завод», предоставившему групповые фотографии других мастерских завода;  а также библиографам РНБ, сориентировавшим меня и помогавшим мне в выборе источников, работникам центра Петербурговедения за предоставленные книги об истории Путиловского (Кировского) завода.

Я надеюсь, что моя работа дополнит информацию об экспонате и поможет другим исследователям при создании работ о Путиловском заводе или фотомастерских Петербурга.   


#краеведение #история

Комментарии