Главная городская газета

История ходит по кругу

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
История ходит по кругу | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

«Русская цивилизация в исторической ретроспективе и перспективе». Ее «определяли» в Российском институте истории искусств на «круглом столе», организованном совместно с Российским НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева под эгидой Министерства культуры. Участники дискуссии - ученые из Петербурга, Москвы, Крыма - были едины: православие является ядром русского культурного кода. С этой точки зрения докладчики рассматривали и события 1917 года - как попытку сломать историческую традицию России. И сегодня, по их мнению, тоже происходит атака на православие.

- Русская история ходит по кругу: это борьба за идеалы нашей истории и культуры. Ядро России, то, на чем она держится, — это православная вера и русский язык, - подчеркнул исполняющий обязанности директора Российского института истории искусств доктор философских наук Александр Казин.

По его мнению, события февраля 1917 года и августа 1991-го стоят в одном ряду. Одна революция - буржуазная, вторая - необуржуазная. Это две попытки разрушить русское ядро. Февральская продолжалась девять месяцев и была преодолена октябрем 1917-го, когда под другими лозунгами был возрожден русский архетип. Как считает Казин, если бы не Октябрьская революция, ни о какой сверхдержаве СССР не могло бы быть и речи. Второй попытки сломать русское ядро, начатой в 1991 году, хватило на девять лет. И она тоже была отвергнута...

Участники дискуссии отмечали, что многие нынешние беды - результат духовного и национального нигилизма, культивировавшегося в 90-е годы ХХ века. Как и сто лет назад, сегодня православие проходит испытание на стойкость.

- Святая Русь продолжала существовать даже в самые безбожные времена советской власти. Просто она уходила в глубину, как град Китеж. И там продолжала жить - в тишине, собранности и преданности Христу. Святая Русь была, есть и будет, - сказала доктор культурологии Ольга Сокурова, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета.

По мнению доктора культурологии Галины Скотниковой, профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры, в современной России царствует пошлость, то есть абсолютная бездуховность, полное погружение в земное, материальное. Более того, духовно-национальная беспочвенность начинает восприниматься как норма, и некоторые молодые люди готовы без особых сожалений расстаться с родиной, исходя исключительно из соображений комфорта. Они задаются вопросом, который звучит по крайней мере дико: «Какую страну избрать для проживания?».

Тревогой о состоянии культуры было пронизано и выступление заместителя председателя общественного совета при Министерстве культуры народного артиста Николая Бурляева. По его мнению, сегодня на сцене можно нередко увидеть «бесстыдное извращение русской классики», а в музеях рядом с картинами великих мастеров «вывешивают бездарные треугольники и параллелепипеды». Причина в том, что культура ориентирована на коммерцию, рынок, потребление. Но у культуры, призванной просвещать, и у рынка, нацеленного на зарабатывание денег, совершенно разные задачи... Закончил свой доклад Бурляев призывом: «Да здравствует великая российская духовно-нравственная революция!».

- Русская православная церковь сегодня постоянно сталкивается с материализмом потребительского общества, - считает доктор исторических наук (и одновременно дьякон) Владимир Василик. - Современная молодежь, воспитанная вне духовных основ и традиций, не умеет даже себя вести в храме. Мне порой приходится объяснять самое элементарное: как молиться, каковы правила поведения, к примеру, в трапезной... Более того, молодые люди зачастую просто не хотят идти в церковь, потому что та требует смирения. Им нужна церковь, которая бы им потакала...

Кстати, как показывают последние общероссийские социологические опросы, у большей части жителей России, считающих себя православными, представления о символе веры весьма смутные. 13% либо вовсе не верят в бога, либо не уверены, существует ли он. 16% не верят в жизнь после смерти, по 17% не верят в существование ада и дьявола. Однако - вот парадокс - в царствие небесное верят до трети атеистов. Три четверти жителей России не соблюдают Великий пост. Иконки-обереги в своих автомобилях прикрепляют многие, но все ли эти люди верующие? По данным того же соцопроса, воцерковленных россиян не больше 7%.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook