История бунтовской оперы «Фенелла»

«Последний триумф Кшесинской» - так называлась публикация Леонида Сидоренко, в которой рассказывалось о том, как накануне Февральской революции 1917 года в Мариинском театре была поставлена опера французского композитора Даниэля Обера «Фенелла» (в оригинале - «Немая из Портичи»). Автор цитировал современников, отмечавших бунтарский дух пьесы и даже припоминавших, что в Европе она вызывала общественные возмущения.

История бунтовской оперы «Фенелла» | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Однако многие читатели «СПб ведомстей» с автором не согласились. Они напомнили, что оперу ставили в Петербурге и прежде, в пушкинское время, ее никто не запрещал, и никакого подобного резонанса она тогда не вызывала. Мы попросили Леонида Сидоренко вернуться к теме. И вот - его новый рассказ. 

Действительно, опера «про бунтовщиков» не была запрещена в России. Но что характерно - ее сценическая история в русском театре закрепила за ней славу «фатальной». 

Оперу талантливого француза, не лишенную «тираноборческих» мотивов, Петербург увидел почти сразу после ее триумфального шествия по столицам Европы в начале 1830-х годов. Правда, в России на театральных подмостках шел не европейский вариант «Немой», а прошедшая через цензуру версия популярной оперы, которая вряд ли могла послужить причиной каких-либо публичных эксцессов как в зрительном зале театре, так и за его стенами. 

В России опера получила название «Фенелла» - по имени немой героини, а имя вождя рыбацкого восстания Мазаньелло было заменено на нейтральное - Фиорелло, чтобы не вызывать никаких ассоциаций и аналогий с реальными событиями. Сам сюжет оперы изображался как любовная драма на фоне «борьбы двух племен» - аборигенов рыбацкой деревушки и пришлых захватчиков земель. 

Упор делался на стечение обстоятельств личной жизни немой сестры рыбака, приведшей ее к трагическому финалу. Она бросается со скалы в раскаленную лаву Везувия, что, по замыслу автора, должно было подчеркнуть, как ничтожны все борения под ударами стихии. Наконец, исполнялась опера только на немецком языке силами немецкой труппы из состава Дирекции императорских театров. 

Премьера спектакля на сцене Александринского театра 12 января 1834 года произвела настоящий фурор! Много позже обозреватель «Северной пчелы», небезызвестный Фаддей Булгарин, удивлялся: «Опера, в которой главное действующее лицо есть чернь неаполитанская, составила вместе с тем одно из главнейших событий в течение нескольких оперных сезонов в Петербурге...». 

В отечественном варианте оказалась сильной стороной хореографическая составляющая оперы. Партию несчастной, оскорбленной в своих помыслах и чувствах, немой неаполитанки всегда исполняли выдающиеся балерины своего времени, а танцы для них ставили лучшие отечественные хореографы. 

Конечно, как ни старалась дирекция закамуфлировать социальный смысл недовольства простых жителей рыбацкой деревушки, протестное начало оперы все равно просвечивало. Но не за этим шли зрители в театр: куда охотнее они следили за соперничеством двух балерин - мастеровитой Екатерины Телешовой и недавней выпускницы Театральной школы юной танцовщицы Марии Новицкой. Они по очереди выступали в заглавной партии героини. 

Никаких волнений, кроме восторгов меломанов и поклонников балета, детище Даниэля Обера в России не вызывало. Однако ставили его оперу у нас не очень часто, в том числе по какому-то мистическому предубеждению, основу которому дала уже первая российская «Фенелла». 

Речь идет о личной драме любимицы столичной публики, приглашенной в Петербург французской танцовщицы Лауры Пейсар. Чрезвычайно убедительная в роли немой неаполитанки, она танцевала ее только два сезона. На репетиции нового балета экспрессивная француженка, повздорив со своим возлюбленным, партнером по труппе, побежала наверх и бросилась с колосников вниз. К счастью, зацепившись платьем за край подъемной машины, она не разбилась насмерть, а только сломала ногу... 

Происшествие едва не поставило под угрозу срыва дальнейшие показы популярной оперы. Репортер на странице газеты стенал по этому поводу: «Кто нам заменит Пейсар? Кто возвратит нам ее превосходную грацию, ее очаровательную улыбку, ее воздушные полеты?». Впрочем, обошлось: место француженки на сцене заняли талантливые выпускницы отечественной школы русского балета. 

В дальнейшем случаи «невезения» с оперой Обера продолжились. Событием для всего города стал пожар в театре-цирке на Театральной площади. Здесь уже после смерти Николая I оперу поставили под названием «Палермские бандиты» - впервые на русском языке. И что же? На третьем году показа спектакля театр-цирк сгорел полностью! По иронии судьбы - в день представления «Бандитов». Причины пожара так и остались невыясненными. 

Произошедшее отнесли к разряду дурных предзнаменований и спектакль сняли с репертуара. На месте же сгоревшего театра-цирка, как известно, позднее было воздвигнуто нынешнее здание Мариинского театра. Когда в сезоне 1882 года на его сцене шло второе из серии запланированных представление «Фенеллы» с участием гастролерши итальянки Вирджинии Цукки, опять заполыхало пламя. Загорелся тюль в сцене извержения вулкана в финале оперы. И хотя огонь удалось быстро потушить и никто не пострадал, гастроли, по разным, впрочем, причинам, оказались скомканными, и «Фенеллу» в который уже по счету раз сняли с репертуара. 

Очередное по времени обращение к «фатальной» опере в нашем городе также не обошлось без происшествия. Летом 1904 года она с участием еще одной знаменитой итальянской балерины Энрикетты Гримальди была поставлена на подмостках Нового Летнего театра в увеселительном заведении «Олимпия», что в те годы располагалось в начале нынешнего Лиговского проспекта. Спектакль благополучно завершился, гости разъехались, а дальше произошло непредвиденное: ночью популярный у петербуржцев летний театр сгорел дотла. Правда, всего за месяц его отстроили заново... 

Материал был опубликован в газете под № 071 (6180) от 20.04.2018 под заголовком: «Фатальная «Фенелла».

#опера #история #Александринский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (6180) от 20.04.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...