История создания кинокомедии «Знойный принц»

На фотографии — интереснейший и вместе с тем начисто забытый момент в истории ленинградского кино. На снимке 1928 года — площадь Восстания, бывшая Знаменская, ставшая съемочной площадкой кинокартины «Знойный принц». Справа — памятник Александру III. Шестью годами ранее на его постаменте были высечены строки из стихотворения Демьяна Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным для страны…». А что слева?!

История создания кинокомедии «Знойный принц» | Такую странную картину на площади Восстания ленинградцы могли наблюдать на протяжении нескольких недель, пока шел съемочный процесс./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Такую странную картину на площади Восстания ленинградцы могли наблюдать на протяжении нескольких недель, пока шел съемочный процесс./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Сценарий кинокомедии «Ночная смена», которую позднее пере­именовали в «Знойный принц», был утвержден в ноябре 1927 года. Работу писателя Бориса Липатова принимало художественно-сценическое бюро кинофабрики «Совкино» во главе с легендарным Адрианом Пиотровским — филологом, драматургом, литературоведом и критиком.

Сценарий на производственную тему — о соревновании на кабельном заводе — ему не понравился. «Комедия не блещет особой остротой или оригинальностью, никаких социальных проблем не выставляет и не разрешает», — свидетельствует стенограмма обсуждения. Но вместе с тем был отмечен «ряд живых и очень приятных типов и положений из заводской жизни».

В итоге сценарий был доработан, а воплотить его взялся режиссер Владимир Шмидтгоф, известный по короткометражкам «Отважные мореплаватели» и «Пружинка», и кинопроект отправился в производство.

О чем же рассказывалось с экрана? Речь шла о соревновании между дневной и ночной сменами, в котором участвовала заводская молодежь. Об их соперничестве должен был рассказать представитель центральной прессы, но вместо него появился некто Блокнотов, выдавший себя за корреспондента «мировой печати». Он сразу же стал предметом обожания со стороны дочери заводского инженера — экзальтированной дамочки, сходившей с ума от голливудских фильмов. Она мечтала о «знойном принце с Антильских островов» и наконец получила его.

Сегодня не может не вызвать улыбку одна из высказанных сценаристу установок, прозвучавших на худсовете: «Раиса не просто дура, а дура весьма красивая, даже исключительно красивая», однако «положительный тип разочаровывается в красивой дуре и предпочитает ей работницу-активистку». Далее, согласно сюжету, «на смену грезам пришла трез­вая действительность». То есть Блокнотова разоблачили и выгнали с завода.

Какой же посыл хотели донес­ти создатели фильма до зрителей? Безусловно, показать борьбу за повышение производительнос­ти труда. И одновременно высмеять «кинопсихоз», причиной которого были звезды американского экрана.

Не случайно актер Александр Богданов, исполнивший роль Блокнотова, был загримирован под великого комика Гарольда Ллойда. Но почему его стали высмеивать? Ведь фильмы с учас­тием Ллойда становились чемпионами советского кинопроката в 1925, 1927 и 1928 годах (соответственно — «Первокурсник», «Младший брат» и «Гонщик»).

Дело не в «вине» американского комика, а в появившейся идеологической установке, нацеливавшей на борьбу с мещанством. Слишком уж много появилось дамочек, пишущих письма в «Голый-Вуд», как это делала Раиса в фильме, слишком уж много развелось «прельстительных лыцарей», живущих по хлестаковскому канону. Неудивительно, что в вышедшем в том же 1928 году романе «Двенадцать стульев» мы находим еще одну Раису в виде Эллочки-людоедки и Хлестакова — Бендера…

Возвращаясь же к фотографии: что же изображено в левой ее части? Ответ дают документы Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ) Санкт-Петербурга. Это была сцена № 36 с раскадровками № 36 – 42, в которых лжекор­респондент Блокнотов, представляя себя заводской администрации, рассказывал о своих подвигах, многие из которых будто бы совершил еще до революции, — полетах на аэроплане, боксерских поединках и, наконец, о дипломатическом прошлом…

Оставалось всю эту фантасмагорию снять. С этой целью под руководством замечательного художника кино Николая Суворова, принимавшего участие в создании многих шедевров советского экрана, напротив монумента Александру III был сооружен бутафорский памятник, изображавший героя верхом на… корове. Почему именно на корове? Увы, сценарий не дает прямого ответа на этот вопрос. На постамент нанесли надпись: «Гражданину Блокнотову благодарные жители страны». Очевидно, имелась в виду дореволюционная Россия.

Фильм вышел на экраны 28 августа 1928 года. Газета «Вечерняя Москва» посетовала на незрелость советской комедии, а вот ленинградский журнал «Жизнь искусства» пусть и с оговорками, но оценил более высоко: «Картина, что и говорить — приемлемая. Как никак, а 50 процентов действия развивается на заводе, у самых станков».

Знойный принц (3).jpg
Артист Александр Богданов в роли лжежурналиста Блокнотова./ФОТО из архива «Ленфильма»


Архивные документы сохранили запротоколированное мнение, высказанное мастером цеха подмосковного завода № 22 имени 10‑летия Октября: «Смех в картине есть и хороший, и даже глубокий. Конечно, есть беда, что много больных мест. Не вдаюсь в детали, ибо в них есть не совсем хороший смех».

Увы, справедливость этих оценок мы оценить не сможем: кинокартина не сохранилась. Есть лишь документация в ЦГАЛИ и некоторые кадры, уцелевшие в коллекции «Ленфильма».


#кинокомедия #история #Ленфильм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7713) от 26.07.2024 под заголовком «Верхом на корове».


Комментарии