История особняка в Языковом переулке: Белоостровская ул., 26, корп. 2

В этой части Выборгской стороны не очень ожидаешь встретить здание дореволюционной постройки, тем более подобный вычурный особняк в купеческом стиле, украшенный затейливым фронтоном с кирпичным кружевом. Ни в справочниках, ни в краеведческой литературе о нем нет практически никаких упоминаний.

История особняка в Языковом переулке: Белоостровская ул., 26, корп. 2 | Имя архитектора, построившего этот особняк, до сих пор остается неизвестным./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Имя архитектора, построившего этот особняк, до сих пор остается неизвестным./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Топонимической энциклопедии указывается, что нынешняя Бело­островская улица с 1849-го по 1952 год именовалась Языковым переулком (а до этого Березовым проспектом). В честь кого дано название Языков, неизвестно, но на карте 1792 года на берегу Черной речки можно увидеть кружок, обозначающий населенный пункт, с пометкой «Языкова». Поскольку речь о ближайших окрестностях города, то можно предположить, что это адрес чьей‑то дачи.

Согласно справочнику «Весь Петербург на 1896 год», земельные участки по Языкову переулку возле пересечения с Сердобольской улицей (тогда они значились под номерами 40 и 42), где как раз и расположен интересующий нас особняк, принадлежали ремесленнику Антону Петровичу Петрову. На взятом в аренду участке № 42 купец 2‑й гильдии Генрих Вегман содержал медно-литейный и механический завод.

Спустя пару лет владелицей участков, согласно адресной книге, значится уже Екатерина Александровна Аверина — жена корабельного инженера Балтийского судостроительного завода Константина Яковлевича Аверина. Он был родом из купеческой семьи. После окончания механического отделения кронштадт­ского технического училища Морского ведомства ходил на кораблях Балтийского флота, а затем работал на Новом Адмиралтействе и Балтийском заводе. В 1891 году был командирован в Николаев и Севастополь, где занимался ремонтом и строительством кораблей Черноморского флота. В декабре 1894 года вернулся на Балтийский судостроительный завод, был главным строителем эскадренных броненосцев «Князь Суворов» и «Слава».

В декабре 1907 года Аверин был произведен в генерал-майоры и уволен со службы. Спустя три года он стал владельцем техно-химического завода «Якорь» у Большой Невки, производившего смазочные масла, мази и жировые продукты. Причем располагался завод, если судить по справочнику «Весь Петербург на 1913 год», по Языкову переулку, 42, то есть он находился как раз на землях его жены.

По данным Росреестра, сохранившийся особняк на Белоостровской был построен в 1916 году. Вряд ли здание использовалось как производственное помещение, в нем, скорее всего, размещалось заводоуправление.

В 1930‑х годах территорию по обе стороны Сердобольской улицы занял «Водтрансприбор», первый в нашей стране завод по выпуску гидроакустической аппаратуры, и особняк оказался на его территории. С конца 1980‑х годов в нем почти три десятка лет размещалась медицинская клиника. Теперь там офисы различных организаций.

Читайте также:

Первый панельный. Дом на улице Полярников был сдан госкомиссии 1 ноября 1955 года

Дом для машиностроителей. История уникального здания на Большом Сампсониевском проспекте


#история #архитектура #Бело­островская улица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (8030) от 07.11.2025 под заголовком «Особняк в Языковом переулке».


Комментарии