Одному из старейших петербургских краеведов – 90 лет

— Всегда считала, что я прирожденный технарь, как и почти все мои родственники. Многие годы преподавала студентам курс общей физики в Ленинградском институте текстильной и легкой промышленности, писала статьи по молекулярной спектроскопии волокнообразующих полимеров. И никак не думала, что займусь историей города, — говорит Елена Иосифовна Краснова, один из старейших петербургских краеведов. Нынешним летом ей исполнилось девяносто лет.

Одному из старейших петербургских краеведов – 90 лет | ФОТО Александра БОРОВИКОВА

ФОТО Александра БОРОВИКОВА

Как же она «сменила» физику на краеведение? Все началось с того, что однажды — это было в 1974 году, — проходя мимо Союза художников, Елена Краснова увидела объявление. Оно сообщало о лекции по истории улицы Герцена — той самой, по которой она как раз проходила. Читал ее краевед Сергей Вяземский.

— Могла ли я тогда предполагать, что это событие перевернет мою жизнь? — признается Елена Иосифовна. — Лекция меня буквально потрясла, я совершенно иначе увидела привычные места и через несколько дней, услышав по радио об очередном выступлении Вяземского, теперь уже в Румянцевском особняке, пошла туда. Там мы и познакомились.

От Сергея Вяземского Краснова узнала, что при Музее истории города действует общественный совет, в его составе несколько секций, в том числе одна по истории улиц и районов. Включилась в ее работу. Начала собирать материалы, сперва проводила экскурсии для своих студентов по улице Герцена, писала заметки для институтской газеты, а потом — в городскую прессу.

Правда, был и еще один случай, который подтолкнул к краеведческой стезе. Дело было в середине 1970-х годов в Чернигове, когда Елена Краснова отправилась в туристическую поездку по стране.

— Что-то я не могла найти и решила спросить у местного жителя, — рассказывает Елена Иосифовна. — Навстречу шел солидный мужчина с седой шевелюрой. Каково же было мое удивление, когда он не только с ходу ответил на мой вопрос, но и провел для меня экскурсию по городу. Познакомились: Александр Дэко, прозаик, литературовед, переводчик, занимается историей Чернигова. Меня потрясло, как он хорошо знает историю своего родного города. Его пример меня еще больше вдохновил.

По словам Елены Красновой, ей тогда уже было недалеко до пенсии, можно было начать готовиться к новой жизни. И она начала знакомство с архивами, тем более что мало кто из тогдашних краеведов ими занимался: все в основном черпали знания из газет и старых книг по городу.

Ее коньком стала история улиц. Точнее, одной — Большой Морской, тогда называвшейся в честь Александра Герцена. Именно на ней находился институт, в котором преподавала Елена Иосифовна, по ней она каждый день ходила на работу от своего дома на Галерной (тогда Красной) улице.

А важнейшим «инструментарием» явились документы по истории петербургских домовладений, в основном в Адмиралтейской части. Речь шла о том, как участки земли и возведенные на них дома переходили от одного хозяина к другому. Для этого потребовалось собрать воедино разрозненные сведения сразу нескольких московских и петербургских архивов, а также еще и отдела рукописей РНБ. Работа долгая, трудная, кропотливая, требующая особой тщательности.

Много сведений, кстати, встречалось и в газете «Санкт-Петербургские ведомости», где помещались объявления о продаже домов или каких-нибудь вещей и указывался адрес, а иногда и имя владельца...

Исследованием истории Большой Морской Краснова занималась больше двадцати лет — итогом стала книга, увидевшая свет в середине 1990-х годов и ставшая классическим трудом по истории Петербурга. Соавтором выступала экскурсовод Городского экскурсионного бюро Ларисса Бройтман.

Книга выдержала не одно издание, однако считать тему исчерпанной нельзя.

— Вот в этих папках, — показывает Елена Иосифовна огромные «залежи» в своей квартире, больше напоминающей архив, — еще много неосвоенного материала. Ищу, кто может продолжить мое дело. А еще надеюсь найти издателя, который заинтересуется моей рукописью по истории Малой Морской улицы...

Всем краеведам известно: Елена Краснова — человек очень дотошный. К примеру, по архивным документам она доказала, что философ-просветитель Дени Дидро, будучи в Петербурге, жил не в доме Мятлевых на Исаакиевской площади, а на Владимирском проспекте. В том здании, где сегодня находится театр имени Ленсовета

(№ 12). Поэтому мемориальная доска висит не на своем месте. Обращалась к чиновникам, чтобы исправили ошибку, но табличка так и остается на прежнем месте.

— Мне всякий раз отвечают: нельзя убирать уже установленную доску. Место уже стало легендарным. Ладно, в конце концов, пусть висит, но надо, чтобы хоть в книгах, путеводителях было указано правильно. А благодаря этой табличке ошибка продолжает жить, — сетует Елена Иосифовна.

В 2012 году Елена Краснова была награждена Анциферовской премией «за общий вклад в современное петербургское краеведение». К тому времени еще одним направлением ее исследований стала история семьи заводчиков Демидовых. Кстати, возможно, она не занялась бы этой темой, если бы ей не пришлось часто бывать в переулке Гривцова, где в помещении Русского географического общества собиралась секция истории Старого Петербурга. А ведь раньше переулок назывался Демидовым и половина домов на нем принадлежала представителям этой династии...

Итогом стала книга о Демидовых, которая содержала роспись 385 персон и многочисленные статьи. Признание не заставило себя долго ждать: Елена Иосифовна стала обладателем почетного диплома Русского генеалогического общества и почетного знака от Международного демидовского фонда. Теперь Краснову по праву считают главным генеалогом династии Демидовых, а ее труды, посвященные им, — основополагающими для всех «демидоведов». С ними сверяются, как химики — с таблицей Менделеева...

Недавно автору этих строк довелось побывать в гостях у Елены Иосифовны. Окна и балкон ее квартиры выходят на Неву. Вид потрясающий — как сегодня говорят, «открыточный». Кстати, пять лет назад, к 85-летию краеведа, благодарные почитатели установили на балконе солнечные часы.

— Панорамой, что открывается с моего балкона, любуюсь уже не одно десятилетие, — говорит Елена Иосифовна. — И в последние годы вижу, как в небесную линию, воспетую поэтами, вторгаются совершенно чужеродные объекты. Со стороны и Васильевского острова, и Петроградской стороны…

#краеведение #история #улицы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (6264) от 07.09.2018 под заголовком «Историк Морских улиц».


Комментарии