Истопник его величества

Исследуя в поисках сведений о своих предках исповедные росписи церкви Преображения Господня, что при кирпичных заводах, в записях 1737 года я наткнулась на такие слова: «Дому ея императорского величества комнатного истопника Алексея Яковлевича Милютина при мызе ево живут крестьяне...». Удивительно: разве такое бывает, чтобы истопник владел мызой и крестьянами? Из разных источников удалось прояснить историю необычного истопника, а заодно и кое-что из истории его мызы.

Истопник его величества | ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

Алексей Яковлевич Милютин (1673 – 1755) был сыном купца Якова Дементьевича Милютина. Начинал службу придворным комнатным истопником при царе Иване V. Тот, как известно, был старшим сводным братом Петра I. Царствовали братья вместе, однако фактически вся власть в этот период принадлежала царевне Софье – старшей сестре Ивана V. После его смерти и победы над царевной Софьей Петр I правил уже единолично.

Во время всех этих перипетий Алексей Милютин продолжал службу истопника при дворе, построил две позументные фабрики – в Москве и Петербурге. Фабрики вырабатывали ленты, тесьму, шнуры, часто с металлическими нитями, для отделки одежды, в том числе и военной, а также мебели.

Столичная фабрика находилась на принадлежавшем ему участке, простиравшемся от Невского проспекта до современной улицы Ломоносова. Позже там построили «Милютинские ряды», в которых располагались фруктовые и винные лавки (ныне Невский пр., 27).

Вот как писал об Алексее Милютине в своих «Записках» князь Петр Долгоруков: «При русском дворе вплоть до восшествия на престол Екатерины II было принято, чтобы каждый дворцовый служитель, входя в комнату, даже если он пришел со стаканом воды, целовал руку императрице. Но истопник, постоянно пребывавший возле печей, был слишком грязен, чтобы быть допущенным к августейшей руке; поэтому, если императрица к тому времени уже встала, он простирался на полу и целовал ее ногу, а затем проделывал то же самое с ногами Бирона. Этот истопник в 1740 году получил дворянство вместе с красноречивым гербом: три серебряные вьюшки, окаймляющие золотой шеврон на голубом поле. Его звали Алексей Милютин; один из его правнуков является ныне военным министром, а другой – государственным министром царства Польского».

Самым знаменитым младшим родственником Алексея Милютина был граф Дмитрий Алексеевич Милютин (1816 – 1912). Он получил прекрасное военное образование, участвовал в военных действиях на Кавказе, был там ранен, за заслуги перед Отечеством был награжден всеми российскими орденами. В 1861 – 1881 годах, как раз во время реформ Александра II, занимал пост военного министра. Наиболее значительным среди преобразований, осуществленных им в армии, стала замена рекрутских наборов всесословной воинской повинностью и сокращение срока службы солдат.

Крупным государственным деятелем также был и младший брат Дмитрия Алексеевича – Николай Алексеевич Милютин (1818 – 1872). По политическим взглядам – умеренный либерал, близкий к славянофилам. С 1859 года был товарищем (заместителем) министра внутренних дел, являлся одним из главных разработчиков Крестьянской реформы 1861 года.

Что же касается мызы Алексея Милютина, то она находилась на правом берегу Невы. Это место издавна называется еще Уткиной Заводью.

После смерти А. Я. Милютина петербургскую позументную фабрику и мызу на берегу Невы унаследовал его родственник Иван Васильевич Милютин. Позже Уткина Заводь принадлежала графу Кушелеву-Безбородко, а в 1856 году эту землю купили разбогатевшие новосаратовские немецкие колонисты. Однако вблизи приобретенной ими земли не было перевоза через Неву, что затрудняло сообщение с городом.

Напротив Уткиной Заводи, там, где сейчас располагается Обуховский завод, находилась в то время Александровская мануфактура. В 1858 году колонисты обратились к ее управляющему А. Я. Вильсону «со всепокорнейшею просьбою дозволить нам устроить пристань у Гурьевой дачи (часть территории Александровской мануфактуры. – В. А.) и проезжать мимо этой дачи на большую дорогу». В ответ получили отказ. Дело в том, что колонисты для удобрения возделываемых ими земель привозили из города нечистоты. Провоз этого пахучего груза через территорию мануфактуры был крайне нежелателен.

К концу XIX века в Уткиной Заводи находился полигон Обуховского завода. До наших дней здесь сохранилась водонапорная башня в неоготическом стиле (Октябрьская наб., 104а). В 1922 году в Уткиной Заводи по плану ГОЭЛРО была построена 5-я ГЭС «Красный Октябрь» (ныне – Правобережная ТЭЦ).

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.


Комментарии