«Испорченный вкус» времен Растрелли. Как строили Смольный собор

«Вид Смольного монастыря» — так именуется эта литография 1841 года работы французского живописца Фердинанда-Виктора Перро. Сооружения выглядят образцово, а ведь всего двадцатью годами ранее они представляли собой печальное зрелище. Окна забиты деревянными ставнями, кровля местами слетела, перекрытия прогнили, разрушавшиеся мощные стены поросли травой…

«Испорченный вкус» времен Растрелли. Как строили Смольный собор | Смольный монастырь, даже достроенный, в середине XIX века оставался на городской периферии. Никаких примет мощения: грунтовые дороги с огромными лужами…/ РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Смольный монастырь, даже достроенный, в середине XIX века оставался на городской периферии. Никаких примет мощения: грунтовые дороги с огромными лужами…/ РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

У монастыря оказалась непростая судьба. Выстроенный архитектором Франческо-Бартоломео Растрелли в эпоху правления Елизаветы Пет­ровны в пышных формах высокого барокко, он должен был стать зримым символом ее яркого правления.

Однако государыня не дожила до окончания строительства, а тут и художественные веяния сменились. На смену причудливо-изысканному барокко пришел благородный классицизм, и монастырь, достроенный к 1769 году, остался без внутренней отделки и оказался фактически заброшен…

За годы запустения он не утратил, однако, градостроительного значения: Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы даже корректировала трассы улиц, выводя их на Смольный собор. Архитектор Джакомо Кваренги, который в начале правления Александра I возвел рядом с монастырем Смольный институт в духе классицизма, проходя мимо творения Растрелли, неизменно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!».

В конце 1820‑х годов архитектор Василий Стасов получил задание достроить монастырь. Он сохранил фасады в стиле барокко, но интерьеры отделал в совершенно иной стилистике. Стасов отмечал, что, если довершить интерьеры в «испорченном вкусе, существовавшем во время графа Растрелли, то тощие колонны из кусков гранита, весьма нечисто выполненные, грубые карнизы и резные украшения, классической архитектуре противные, испортили бы эффект, ожидаемый от самой огромной церкви».

К середине 1830‑х строительство было завершено, и Смольный, ставший собором всех учебных заведений, с честью вернулся в городской ландшафт. По торжественному случаю была выбита бронзовая медаль с изображением собора и датами его закладки и окончания: «1748–1835». А Василию Стасову за эту работу было назначены ежегодные выплаты в две тысячи рублей серебром, выдававшиеся в течение двенадцати лет.

Что же касается литографии, то ее автор Фердинанд-Виктор Перро по заказу императора Николая I выполнил целую серию картин и графических изображений с видами Северной столицы и окрестностей. В апреле 1841 года вышли два из десяти запланированных альбомов. Увы, полностью весь этот труд, посвященный императрице Александре Федоровне, остался незаконченным из‑за ранней смерти едва перешагнувшего 30‑летний порог художника. Так что, можно сказать, серия петербургских литографий — лебединая песнь Перро.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#храмы и церкви #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (7156) от 22.04.2022 под заголовком ««Испорченный вкус» времен Растрелли».


Комментарии