«Испорченный вкус» времен Растрелли. Как строили Смольный собор
«Вид Смольного монастыря» — так именуется эта литография 1841 года работы французского живописца Фердинанда-Виктора Перро. Сооружения выглядят образцово, а ведь всего двадцатью годами ранее они представляли собой печальное зрелище. Окна забиты деревянными ставнями, кровля местами слетела, перекрытия прогнили, разрушавшиеся мощные стены поросли травой…

Смольный монастырь, даже достроенный, в середине XIX века оставался на городской периферии. Никаких примет мощения: грунтовые дороги с огромными лужами…/ РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
У монастыря оказалась непростая судьба. Выстроенный архитектором Франческо-Бартоломео Растрелли в эпоху правления Елизаветы Петровны в пышных формах высокого барокко, он должен был стать зримым символом ее яркого правления.
Однако государыня не дожила до окончания строительства, а тут и художественные веяния сменились. На смену причудливо-изысканному барокко пришел благородный классицизм, и монастырь, достроенный к 1769 году, остался без внутренней отделки и оказался фактически заброшен…
За годы запустения он не утратил, однако, градостроительного значения: Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы даже корректировала трассы улиц, выводя их на Смольный собор. Архитектор Джакомо Кваренги, который в начале правления Александра I возвел рядом с монастырем Смольный институт в духе классицизма, проходя мимо творения Растрелли, неизменно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!».
В конце 1820‑х годов архитектор Василий Стасов получил задание достроить монастырь. Он сохранил фасады в стиле барокко, но интерьеры отделал в совершенно иной стилистике. Стасов отмечал, что, если довершить интерьеры в «испорченном вкусе, существовавшем во время графа Растрелли, то тощие колонны из кусков гранита, весьма нечисто выполненные, грубые карнизы и резные украшения, классической архитектуре противные, испортили бы эффект, ожидаемый от самой огромной церкви».
К середине 1830‑х строительство было завершено, и Смольный, ставший собором всех учебных заведений, с честью вернулся в городской ландшафт. По торжественному случаю была выбита бронзовая медаль с изображением собора и датами его закладки и окончания: «1748–1835». А Василию Стасову за эту работу было назначены ежегодные выплаты в две тысячи рублей серебром, выдававшиеся в течение двенадцати лет.
Что же касается литографии, то ее автор Фердинанд-Виктор Перро по заказу императора Николая I выполнил целую серию картин и графических изображений с видами Северной столицы и окрестностей. В апреле 1841 года вышли два из десяти запланированных альбомов. Увы, полностью весь этот труд, посвященный императрице Александре Федоровне, остался незаконченным из‑за ранней смерти едва перешагнувшего 30‑летний порог художника. Так что, можно сказать, серия петербургских литографий — лебединая песнь Перро.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (7156) от 22.04.2022 под заголовком ««Испорченный вкус» времен Растрелли».
Материалы рубрики
Слон и носорог. Истории необычных обитателей зоосада
С императором запанибрата. Поведение туристов оставляет желать лучшего
Шаг за шагом. Как медсестра из Ленинграда установила мировой рекорд
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии