Инструмент, молчавший полвека

О «Русском Страдивари» Анатолии Ивановиче Лемане мне доводилось рассказывать на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» пять лет назад («Русский Страдивари. Стрельнинские опыты великого мастера» от 4 февраля 2011 г.). Напомню, тогда речь шла о том, что Леман с семьей последние тринадцать лет своей жизни, до 1913 года, квартировал в Стрельне, где обустроил скрипичную исследовательскую мастерскую. Здесь провел уникальные «стрельнинские опыты», которые описал в книге, посвященной исследованию акустики скрипки.

Инструмент, молчавший полвека | Меценат Иван Николаевич Гороховцев, Севастополь, 1908 г. Публикуется впервые. Из архива музея «Морская Стрельна»

Меценат Иван Николаевич Гороховцев, Севастополь, 1908 г. Публикуется впервые. Из архива музея «Морская Стрельна»

История получила продолжение. В мае нынешнего года ко мне обратился Н. Н., владелец виолончели «Гроза» работы Лемана, который рассказал об уникальном инструменте, находящемся без дела уже полвека, поскольку в семье никто не музицирует.

Прадед моего гостя, Иван Николаевич Гороховцев, был музыкально одарен, хорошо играл на скрипке и даже сам научился делать их. После смерти отца, кубанского областного ветеринара, получив солидное наследство, стал меценатом. В 1908 году Иван Гороховцев переехал с семьей в Крым, купил на набережной Севастополя каменный особняк, потом обустроил за городом уютное музыкальное пристанище.

Немало денег Иван Гороховцев тратил на покровительство деятелям искусства. Он стал организатором выставок художников в Севастополе, оплачивал их расходы. Из столиц и других городов к нему постоянно приезжали музыканты и художники – отдохнуть и пообщаться. Благодаря любви к скрипкам ознакомился с публикациями Лемана, а потом сблизился и с самим мастером. (Из писем Лемана известно, что он в 1910 году ездил на три недели в Крым.)

В 1911 – 1913 годах меценат Гороховцев приобрел у Лемана самые лучшие его инструменты: скрипку «Этна» для своего младшего сына Олега, а для старшего, Игоря, – виолончель «Гроза», и сам их стал обучать музыке. Но в 1920 году, после изгнания белой армии и установления советской власти, спокойная жизнь Гороховцевых в Севастополе кончилась. Бывший меценат был выселен из всех своих владений, но инструменты Лемана семья сберегла и в годы лихолетья.

Сыновья Ивана Николаевича подросли, чтя память отца и подаренные им уникальные музыкальные инструменты. Олег Гороховцев в 1941 году закончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде и в начале войны был призван на фронт военврачом третьего ранга. С войны не вернулся. При эвакуации его семьи из Ленинграда скрипка пропала.

Игорь Гороховцев, владелец виолончели «Гроза», пережил войну. Он пошел по стопам отца – стал музыкантом. Лемановский инструмент очень любил, ценил и берег. В 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу виолончели. Работал в оркестрах Ереванской оперы, в симфонических оркестрах Йошкар-Олы, Свердловска, Сухуми и Риги. В 1960-е годы, переехав в Москву, долго не мог устроиться в столичный симфонический оркестр, поэтому зарабатывал игрой в кинотеатрах и на музыкальных вечерах. После его смерти, случившейся в 1979 году, вдова распродала все его музыкальные инструменты кроме драгоценной «Грозы».

Спустя почти полвека на семейном совете было решено: неправильно, что уникальный инструмент находится в заточении. «Грозу» отдали на экспертизу, которая должна определить подлинность работы Лемана, хотя ярлык мастера внутри виолончели сохранился. При оформлении приемных документов был сделан обмер виолончели, один из параметров которого очень удивил эксперта. Длина корпуса инструмента составляла 773 мм, в то время как нормальный размер должен составлять 750 мм, а максимальный разброс – от 745 до 765 мм.

Последние годы жизни Леман занимался разгадкой тайны звучания виолончели. В 1903 – 1904 годах он подрабатывал дантистом в Стрельнинском дворцовом приемном покое (теперь в нем музей «Деревянный дворец Петра I в Стрельне»). По традиции, детей «стрельнинских» великих князей со времен Константина Николаевича учили игре на виолончели, но инструменты хорошего звучания были редки. Лемана удивило, что скрипки ценятся дороже виолончелей, хотя размеры инструментов и трудов по их изготовлению в несколько раз больше.

Изучив виолончели Страдивари, его технологию изготовления, зависимости звучания разной древесины, размеров, лака, Леман создал ряд виолончелей с разными толщинами деки (верхней и нижней доски инструмента) от 2,5 до 5,5 мм и разными размерами длины корпуса. На это ушло два года.

Виолончель с найденными идеальными толщинами дек Леман назвал «Грозой», а для усиления напряженности звука он удлинил корпус. Уничтожив все пробные модели, мастер успел создать до своей смерти только семь неповторимых инструментов, имеющих собственные имена. В 1910 году – «Весну» и «Британию», в 1911-м – «Афину-Палладу», «Грозу» и «Рогнету», в 1912-м – «Лелию», 1913-м – «Шахразаду». Сам мастер считал, что лучшие из его виолончелей – «Афина-Паллада» и «Гроза».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (5764) от 12.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».