Инструмент, молчавший полвека

О «Русском Страдивари» Анатолии Ивановиче Лемане мне доводилось рассказывать на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» пять лет назад («Русский Страдивари. Стрельнинские опыты великого мастера» от 4 февраля 2011 г.). Напомню, тогда речь шла о том, что Леман с семьей последние тринадцать лет своей жизни, до 1913 года, квартировал в Стрельне, где обустроил скрипичную исследовательскую мастерскую. Здесь провел уникальные «стрельнинские опыты», которые описал в книге, посвященной исследованию акустики скрипки.

Инструмент, молчавший полвека | Меценат Иван Николаевич Гороховцев, Севастополь, 1908 г. Публикуется впервые. Из архива музея «Морская Стрельна»

Меценат Иван Николаевич Гороховцев, Севастополь, 1908 г. Публикуется впервые. Из архива музея «Морская Стрельна»

История получила продолжение. В мае нынешнего года ко мне обратился Н. Н., владелец виолончели «Гроза» работы Лемана, который рассказал об уникальном инструменте, находящемся без дела уже полвека, поскольку в семье никто не музицирует.

Прадед моего гостя, Иван Николаевич Гороховцев, был музыкально одарен, хорошо играл на скрипке и даже сам научился делать их. После смерти отца, кубанского областного ветеринара, получив солидное наследство, стал меценатом. В 1908 году Иван Гороховцев переехал с семьей в Крым, купил на набережной Севастополя каменный особняк, потом обустроил за городом уютное музыкальное пристанище.

Немало денег Иван Гороховцев тратил на покровительство деятелям искусства. Он стал организатором выставок художников в Севастополе, оплачивал их расходы. Из столиц и других городов к нему постоянно приезжали музыканты и художники – отдохнуть и пообщаться. Благодаря любви к скрипкам ознакомился с публикациями Лемана, а потом сблизился и с самим мастером. (Из писем Лемана известно, что он в 1910 году ездил на три недели в Крым.)

В 1911 – 1913 годах меценат Гороховцев приобрел у Лемана самые лучшие его инструменты: скрипку «Этна» для своего младшего сына Олега, а для старшего, Игоря, – виолончель «Гроза», и сам их стал обучать музыке. Но в 1920 году, после изгнания белой армии и установления советской власти, спокойная жизнь Гороховцевых в Севастополе кончилась. Бывший меценат был выселен из всех своих владений, но инструменты Лемана семья сберегла и в годы лихолетья.

Сыновья Ивана Николаевича подросли, чтя память отца и подаренные им уникальные музыкальные инструменты. Олег Гороховцев в 1941 году закончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде и в начале войны был призван на фронт военврачом третьего ранга. С войны не вернулся. При эвакуации его семьи из Ленинграда скрипка пропала.

Игорь Гороховцев, владелец виолончели «Гроза», пережил войну. Он пошел по стопам отца – стал музыкантом. Лемановский инструмент очень любил, ценил и берег. В 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу виолончели. Работал в оркестрах Ереванской оперы, в симфонических оркестрах Йошкар-Олы, Свердловска, Сухуми и Риги. В 1960-е годы, переехав в Москву, долго не мог устроиться в столичный симфонический оркестр, поэтому зарабатывал игрой в кинотеатрах и на музыкальных вечерах. После его смерти, случившейся в 1979 году, вдова распродала все его музыкальные инструменты кроме драгоценной «Грозы».

Спустя почти полвека на семейном совете было решено: неправильно, что уникальный инструмент находится в заточении. «Грозу» отдали на экспертизу, которая должна определить подлинность работы Лемана, хотя ярлык мастера внутри виолончели сохранился. При оформлении приемных документов был сделан обмер виолончели, один из параметров которого очень удивил эксперта. Длина корпуса инструмента составляла 773 мм, в то время как нормальный размер должен составлять 750 мм, а максимальный разброс – от 745 до 765 мм.

Последние годы жизни Леман занимался разгадкой тайны звучания виолончели. В 1903 – 1904 годах он подрабатывал дантистом в Стрельнинском дворцовом приемном покое (теперь в нем музей «Деревянный дворец Петра I в Стрельне»). По традиции, детей «стрельнинских» великих князей со времен Константина Николаевича учили игре на виолончели, но инструменты хорошего звучания были редки. Лемана удивило, что скрипки ценятся дороже виолончелей, хотя размеры инструментов и трудов по их изготовлению в несколько раз больше.

Изучив виолончели Страдивари, его технологию изготовления, зависимости звучания разной древесины, размеров, лака, Леман создал ряд виолончелей с разными толщинами деки (верхней и нижней доски инструмента) от 2,5 до 5,5 мм и разными размерами длины корпуса. На это ушло два года.

Виолончель с найденными идеальными толщинами дек Леман назвал «Грозой», а для усиления напряженности звука он удлинил корпус. Уничтожив все пробные модели, мастер успел создать до своей смерти только семь неповторимых инструментов, имеющих собственные имена. В 1910 году – «Весну» и «Британию», в 1911-м – «Афину-Палладу», «Грозу» и «Рогнету», в 1912-м – «Лелию», 1913-м – «Шахразаду». Сам мастер считал, что лучшие из его виолончелей – «Афина-Паллада» и «Гроза».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (5764) от 12.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...