Имени Белы Куна. История улицы в купчинских новостройках

Свое имя эта улица получила в январе 1964 года, когда вышло постановление Ленгорсовета, давшее названия десяткам городских магистралей. Примечательно, что, когда городские топонимисты только обсуждали варианты наименования новой улицы в купчинских новостройках, они делали выбор между Белой Куном, одним из руководителей советской Венгрии в 1919 году, и другим его соотечественником, Лайошем Кошутом, лидером венгерской революции 1848 – 1849 годов. В результате остановились на более близкой кандидатуре — и хронологически, и идеологически.

Имени Белы Куна. История улицы в купчинских новостройках | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Бела Кун, в начале XX века являвшийся активным деятелем социал-демократического движения в Австро-Венгрии, во время Первой мировой войны был призван на фронт. В 1916 году он попал в русский плен. Здесь, в России, Кун вы­учил язык и примкнул к большевикам. После окончания войны он сумел вернуться в Венгрию, где в 1919 году стал одним из руководителей Венгерской советской респуб­лики, на которую в Москве возлагали надежды как на один из очагов мировой революции. Когда респуб­лика пала, Кун перебрался обратно в Советскую Россию и с 1921 года полтора десятка лет входил в руководство Коммунистического Интернационала.

Как известно, он был причас­тен к красному террору в Крыму в 1920 – 1921 годах, а спустя годы сам попал в жернова репрессий и был расстрелян в 1938‑м. Кстати, именно он стал одной из двух первых жертв произвола конца 1930‑х годов, увековеченных на карте Ленинграда. Вторым был военачальник Виталий Примаков, улица в честь которого в тот же день, 16 января 1964 года, появилась в Автове.

Увековечение Белы Куна в Ленинграде не осталось незамеченным его родственниками. В документах Городской комиссии по наименованиям за 1964 год, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, сохранилось благодарственное письмо его вдовы Ирины Кун (Ирен Гал) в адрес главы Ленгорисполкома Василия Исаева.

«Многоуважаемые товарищи! — писала Ирина Кун. — Мне очень радостно было узнать, что в дни подготовки к празднованию годовщины полного освобождения города Ленинграда от вражеской блокады одной из улиц города-героя было присвоено имя моего мужа Бела Куна (именно в таком написании. — А. А.)».

Далее вдова венгерского коммуниста сообщала о том, какие обстоятельства связывали ее супруга с революционным Петроградом и советским Ленинградом. «Он часто приезжал туда, выступал с докладами на фабриках, заводах, воинских частях и перед партийным активом. И всегда это делал с особым энтузиазмом, с особой любовью к Ленинградцам. «Настоящие коренные большевики» — так говорил он о них».

Стоит отметить, что одним из предприятий, посещенных Белой Куном, была Гутуевская суконная мануфактура. В 1920‑х годах она получила его имя, что впоследствии привело к казусу: в июле 1937 года в «Ленинградской правде» было упомянуто название фабрики уже после того, как Бела Кун был арестован как «враг народа». В результате главному редактору газеты Андрею Троицкому пришлось оправдываться за «досадную оплошность» перед главой города Андреем Ждановым. Что же касается фабрики, то, разумеется, ее переименовали…

Вернемся, впрочем, к письму Ирины Кун. Она подытоживала: «Вот поэтому мне, как и всей семье Бела Куна, особенно приятно, что трудящиеся города Ленина, который так близок и дорог был Бела Куну, не забыли его и первыми среди трудящихся других городов Советского Союза решили увековечить его память». И действительно, Ленинград стал первым городом в нашей стране, где было увековечено имя Белы Куна. В Москве площадь в его честь назвали лишь двумя десятилетиями позже.

Читайте также:

Архитектура петербургского промышленного зодчества второй половины XIX века

Зимние хлопоты петербуржцев: как отапливали город в XIX веке?


#история #улица Белы Куна #топонимы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7787) от 07.11.2024 под заголовком «Имени Белы Куна».


Комментарии