Иконы в бывшей столовой. Как в Домике Петра I появилась часовня
Сегодня может показаться, что Домик Петра I, старейшее строение нашего города, оставался неизменным со времен ухода из жизни первого российского императора. На самом деле это не так: в бывшей столовой в 1742 году по велению императрицы Елизаветы Петровны была устроена часовня, ставшая местом массового паломничества верующих.
ФОТО: Public Domain
В часовне находился образ Спаса Нерукотворного, сопровождавший Петра в походах Северной войны. Эта икона была с царем при закладке Петербурга и во время Полтавского сражения, а также находилась в его покоях в момент кончины в 1725 году.
В XIX веке в Петербурге даже бытовало выражение «идти к Спасителю», которое понималось как «посетить Первоначальный дворец», чтобы поклониться одной из самых почитаемых в столице икон. Особой популярностью она пользовалась у гимназистов и студентов: считалось, что молитва перед нею помогает успешно сдавать экзамены.
Естественно, столь активное использование старинного деревянного сооружения, не рассчитанного на массовый поток посетителей, не способствовало его сохранности. В 1910 году заведующий придворным духовенством протопресвитер Петр Благовещенский предложил вынести часовню за пределы исторического здания и устроить специальное помещение для богослужений в галерее, окружающей домик по периметру.
Исследовать ситуацию на месте было поручено архитектору высочайшего двора академику Императорской академии художеств Александру фон Гогену (он, в частности, являлся автором проектов зданий Музея Суворова, Николаевской академии Генштаба на Суворовском проспекте и особняка Матильды Кшесинской). Он посетил часовню, после чего подготовил доклад, сохранившийся в фондах Российского государственного исторического архива.
«Богомольцы занимали самую часовню, маленькие сени и галерею, где производится продажа свеч и находится освященная вода, — отмечал архитектор. — В столовой, где находится икона Спасителя, богомольцы стояли сплошной массою; пройти в столовую не было возможности, и я наблюдал даже через окно галереи, что посетители занимали совершенно помещение, оставляя свободным только место, необходимое для священника».
Архитектор обратил особое внимание на то, что в Домике Петра и окружающей его галерее нет отопления. Из-за этого на стенах и потолке столовой конденсируется «масса паров» от дыхания многочисленных посетителей и горящих свечей.
Из всего увиденного фон Гоген делал вывод о том, что «драгоценная государственная реликвия» находится в состоянии «постепенного неминуемого разрушения от постоянного притока сырости от посетителей в холодное время и под страхом ежечасной опасности от пожаров».
Для спасения «Первоначального дворца Великого Петра» он предлагал переместить часовню в каменное помещение с отдельным входом, которое следовало пристроить к окружающей галерее. Архитектор разработал предварительный проект и представил его на утверждение в Министерство императорского двора. Однако неожиданное препятствие он встретил в лице протопресвитера Петра Благовещенского. Тот почему‑то заявил, что не только не «возбуждал вопроса» о переносе часовни, но и категорически против этого начинания.
«Смиренное жилище Великого преобразователя России со дня его кончины обратилось как бы в Святой храм, — писал в своем отзыве отец Петр. — Дворец императора Петра I и находящаяся в нем святыня, чудотворная икона Спасителя, неразрывно связаны между собой».
Почему его позиция так изменилась? Одну из версий высказал в своих мемуарах последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский. По его словам, 75‑летний Петр Благовещенский отличался крайней рассеянностью: «добрый и степенный, он еле передвигался с места на место и все забывал».
«Однажды вместо Петропавловского собора, где должен был служить в высочайшем присутствии панихиду, заехал в Зимний дворец и там более часу бродил по комнатам, ища неизвестно кого, а в Петропавловском соборе в это время терялись в догадках: куда же делся протопресвитер», — вспоминал Шавельский.
Поэтому можно предположить, что отец Петр попросту забыл о своем предложении вынести иконы из Домика Петра и занял другую позицию. Тем не менее его аргументы оказались услышанными, и проект фон Гогена отклонили. Часовня просуществовала в «Первоначальном дворце» вплоть до 1929 года, когда была закрыта. На следующий год в домике организовали музей, а образ Спасителя передали в Троицкую церковь на Стремянной улице. Оттуда он попал в Спасо-Преображенский собор, где находится и поныне.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7164) от 06.05.2022 под заголовком «Часовня в Домике Петра».
Комментарии