«И я была на той войне…»

Страницы жизни Нины Николаевны Морозовой, учителя русского языка и литературы 402 средней школы.

«И я была на той войне…» | Фото из работы автора

Фото из работы автора

IX региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2020 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнил работу: Крюков Дмитрий (ГБОУ гимназия №402 Колпинского района, 8 класс).

«И я была на той войне…» (страницы жизни Нины Николаевны Морозовой, учителя русского языка и литературы 402 средней школы)



Введение

2020 год – юбилейный. Наша страна будет отмечать 75-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. В нашем школьном музее хранятся документы, фотографии, воспоминания учителей, учеников, прошедших через военное лихолетье, через блокаду. Человеческая память хранит в себе много воспоминаний, и горько становится от того, что мир пытается забыть, кому он обязан освобождением от фашизма. Историю переписывают, факты подтасовывают, искажают.

Я решил посвятить свою исследовательскую работу Нине Николаевне Морозовой, учителю русского языка и литературы нашей гимназии. Фотографию Н.Н. Морозовой я увидел в школьном музее «Из истории гимназии № 402» в разделе «Учителя военных лет», познакомился с её биографией. Судьба этой женщины заинтересовала меня ещё и потому, что в нашей гимназии работает учителем начальных классов её правнучка – Кирюшина Ольга Викторовна, которая считает, что именно Нине Николаевне она обязана тем, что стала учительницей. Я встретился с Ольгой Викторовной, взял у неё интервью, узнал новое о Нине Николаевне, а школьный музей пополнился новыми документами и фотографиями из домашнего архива Морозовых. С 1939 года, то есть, вся сознательная жизнь моей героини связана с Колпино и с 402 средней школой.

Военная тема всегда актуальна. Школьная тема тесно переплетается с судьбами людей, которые пережили войну и оставили свои воспоминания о том времени. Знать историю своей школы, которой в прошлом году исполнилось 100 лет, помнить своих учителей - это задача, которую ставят перед нами, учениками, сотрудники школьного музея. Особенно это касается тех ребят, которые, как и я, являются экскурсоводами музея «Из истории гимназии № 402». Свою работу я назвал «И я была на той войне...» потому, что Нина Николаевна была учителем «блокадной школы» и бойцом 212 Отдельной роты МПВО. Материалов, которые могли бы мне помочь в написании работы, крайне мало. Вместе с сотрудниками музея мы послали запрос в Воронежский государственный педагогический университет, который Нина Николаевна окончила в 1941 году, с целью получения копии диплома и других документов.

До меня никто не занимался исследованием жизни Н.Н. Морозовой, хотя проработала она в школе около 30 лет! И именно она заинтересовала меня, и не только потому, что страна готовится встретить 75-летие Победы над фашистской Германией, а потому, что судьба её тесно связана с войной, блокадой, историей государства. Среди экспонатов музея есть документ, который называется «Личная книжка участника восстановления городского хозяйства», на имя Нины Николаевны Морозовой, датированный 1944 годом. Меня это тоже заинтересовало.

В архиве школьного музея я нашёл книги и статьи, в которых упоминается о Н.Н. Морозовой. К ним следует отнести Колпинскую книгу памяти «Помним», где собраны воспоминания жителей нашего города, переживших блокаду; краткий историко-биографический справочник «Колпинцы»; сборник «Колпино – город воинской славы»; книгу «История Колпина», в которой авторы отразили разные аспекты жизни Колпина и колпинцев, не отделяя их от истории страны. В архиве школьного музея хранятся воспоминания коллег Нины Николаевны, а также воспоминания учеников и многочисленные фотографии разных лет. Неоднократно в местных СМИ появлялись статьи о 402 средней школе и её учителях, в том числе и о Н.Н. Морозовой. Всё это помогло мне в написании работы. При исследовании я использовал хронологический метод.        Тема моей работы - «И я была на той войне…». Название не случайное, так как Нина Николаевна в годы блокады служила бойцом в 212 Отдельной роте МПВО, работала в детском приёмнике и возглавляла вечернюю школу рабочей молодёжи (ШРМ), которую жители Колпина называли «блокадная школа». Сегодня на здании школы есть мемориальная доска с надписью «В этом здании в годы блокады (1942-1944 гг.) работала школа для молодёжи и детей прифронтового г. Колпино».

Мы часто говорим, что никто не забыт, и ничто не забыто. Но проходит время, и многое забывается. Но я думаю, что мы должны сохранять память о тех, кто не щадя себя, отдавал все свои силы и даже жизни для защиты своей земли и её свободы.

Глава I. И я была на той войне…

1.Краткая справка о семье Н.Н. Морозовой. Детство и юность Нины Морозовой

Родилась Нина Николаевна Морозова 7 января 1910 года (25 декабря 1909 года по старому стилю) в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян. Позже отец, Морозов Николай Иванович, стал работать машинистом на железной дороге, а мама - Мария Васильевна, была домохозяйкой. Семья была большая и дружная и состояла из девяти человек. Из семерых детей Нина была самой младшей. У неё было два брата: старший - Дмитрий и младший – Николай. Особенно дружна Нина была с сёстрами: Надей и Женей. В автобиографии Нина Николаевна пишет: «Помогали маме все. Особенно трудно стало, когда умер отец. Ему было всего 54 года. Заботу о семье взял на себя старший брат – Дмитрий. Он был к нам, малышам, очень требователен, строго следил, чтобы мы прилежно учились и помогали маме по хозяйству. По окончании школы первой ступени я продолжила учебу». В 1922 году Нина поступила в Борисоглебскую Советскую Единую Трудовую школу второй ступени № 2 и через пять лет в 1927 году успешно окончила её. Позже она училась на семимесячных педагогических курсах, работала по ликвидации неграмотности среди женщин Станичной Слободы на общественных началах. В 1930 году была назначена заведующим однокомплектной начальной школой в посёлок Репино Мордовского района Тамбовской области.

В своих воспоминаниях Нина Николаевна пишет: «Посёлок только создавался, люди жили бедно. Избы были саманные. Сельсовет находился в двенадцати километрах от посёлка, ходили туда пешком. До меня там школы не было. Всё приходилось делать с нуля. Ходила по хуторам, знакомилась со своими будущими учениками, среди которых было много переростков»

Большую помощь Н.Н. Морозовой оказал колхоз. Он выделил дом под школу и закуток под жильё учительницы. Школа работала в две смены, и как бы трудно ни было, 1 сентября 1930 года школа была открыта. Нина Николаевна стала преподавать в 1-4 классах. Работать было нелегко, но молодость, энтузиазм, вера в светлое будущее делали своё дело. Легче стало, когда приехала в школу ещё одна учительница.

 В 1932 году Нину Николаевну переводят в большое село Александровка Тамбовской области учителем русского языка в 5-7 классах школы крестьянской молодёжи. Молодая учительница трудилась в школе и на колхозных полях, активно участвовала в  общественной жизни села. И хотя нагрузка была большой, Н.Н. Морозова понимала необходимость получения высшего образования. Поэтому в 1935 году она поступает учиться на заочное отделение в Тамбовский педагогический институт, переводится в Ивановскую неполную среднюю школу Сампурского района, т.к. к Тамбову это было ближе.

В 1939 году Н.Н. Морозова выходит замуж за лётчика. Мужа направляют на Дальний Восток, где под Халхин-Голом он погиб. К сожалению, других сведений о муже Нины Николаевны нет ни в одном документе, в том числе и в семейном архиве. Так как фамилию Н.Н. Морозова не меняла, а ближайшие родственники не знают фамилию её мужа и место регистрации их брака, то отыскать  сведения о замужестве Н.Н. Морозовой не представляется возможным.

Нина Николаевна переезжает в Колпино к брату Николаю, устраивается работать в среднюю школу № 402 учителем русского языка и литературы. С этого момента вся жизнь Нины Николаевны будет связана с г. Колпино, который становится для неё родным. В январе 1941 года Нина Николаевна окончила филологический факультет Воронежского государственного педагогического института и получила квалификацию учителя средней школы по специальности «русский язык и литература». Но мирная жизнь закончилась 22 июня 1941 года.

2.Завтра была война…

2.1. На оборонительных рубежах

Началась Великая Отечественная война. Враг быстро приближался к границам Ленинградской области. В августе начались бомбардировки Колпина. Бывшая ученица Н.Н. Морозовой, Паничева Людмила Петровна, вспоминала: «Мы, комсомольцы, вместе с учителями – Ниной Николаевной Морозовой и другими - трудились на оборонительных работах. И уже в августе 1941 года Колпино становится городом-фронтом». Идет активная эвакуация населения и детей из Колпина. Учителям помогают старшеклассники: они роют окопы, противотанковые рвы, траншеи, устанавливают надолбы. В школе занимаются упаковкой в ящики учебных пособий из кабинетов  физики, химии, биологии.

В это время Нина Николаевна поступила на курсы медсестёр, но окончить их не смогла из-за болезни. Вместе с оставшимися в городе учителями обходит подвалы, землянки, рассказывает о последних военных сводках, готовит население к противовоздушной обороне. К этой же работе привлекали и старшеклассников.

2.2. Среди коллег и детей в первый год блокады

Город уже находится в блокадном кольце. Население живёт по карточкам, которые были введены в Колпине 17 июля 1941 года. Продуктов становится всё меньше и меньше. В городе начинается голод. В это время Нина Николаевна Морозова принимала активное участие в самой разной работе. В бомбоубежищах учителя проводили беседы о событиях на фронте, обходили дома, проводили пропагандистскую работу, вели занятия с детьми. Занятия проводили 32 учителя. Они определяли осиротевших детей в детприёмник, а затем отправляли их в Ленинград, чтобы распределить по детским домам. Заведующим детской комнатой для сирот была назначена В.А. Селивёрстова. Нина Николаевна помогала осиротевшим детям, принимала участие в ночных дежурствах. В автобиографии она писала: «По спискам детей, которые мы составляли, из фабрики-кухни для них приносили суп из хряпы и дрожжей».

С какой благодарностью многие бывшие ученики вспоминают о Нине Николаевне! Так, Александров Николай Алексеевич пишет, что «…после смерти мамы нам назначили опекуна – Нину Николаевну Морозову, учительницу. Она оформила нам стандартные справки, по которым выдавали карточки, денежное пособие, причитавшееся нам, как детям фронтовика, да и просто навещала нас»

А другая её ученица, Балясина Анастасия Ивановна, поделившись своими воспоминаниями, отмечала: «Не могу не вспомнить своих учителей: Н.Н. Морозову, Т.В. Горбылёву, С.В. Луговую, Т.В. Каширину, А.А. Новосельскую и других»

С 1 сентября 1941 года по 27 июля 1942 года Нина Николаевна Морозова работала учителем русского языка и литературы в школе № 399 г. Колпино. Средняя школа № 402 была законсервирована. 

Нина Николаевна добросовестно исполняла свои обязанности и последовательно вела записи о тех, кто был эвакуирован, уходил на фронт или умер в блокадном городе. 

2.3. Служба в 212 Отдельной роте МПВО

С августа по декабрь 1942 года Н.Н. Морозова была призвана на службу в ряды 212 Отдельной роты МПВО. Об этом свидетельствует приказ по РОНО № 38 от 01.08.1942 года: «п.1. Откомандировать в команду штаба МПВО следующих учителей: Соколову П.Е., Богомолова М.И., Подгорнову П.С., Дубровскую А.С., Морозову Н.Н., Васильеву (Серикову) Н.В., Шур А.Я., Получаеву С.Н.» и запись в трудовой книжке Н.Н. Морозовой.

Нина Николаевна Морозова служила сначала бойцом во взводе управления, потом бойцом аварийной команды, затем дежурным диспетчером в пожарном взводе. Где бы она ни трудилась, и какую бы работу ей ни поручали, можно было быть уверенным в том, что она будет выполнена, и выполнена хорошо!       

МПВО. За этими четырьмя буквами – военная судьба тысяч людей, которые в составе формирований местной противовоздушной обороны участвовали в Великой Отечественной войне. Работа в любом подразделении взвода требовала смелости, стойкости, самоотверженности, умений, быстрого выполнения поставленных задач. Необходимо учесть, что всё это приходилось выполнять молодым девушкам, которым приходилось всему учиться в ходе военных действий, зачастую сопряжённых с опасностью для жизни. Об этом они  не думали. Девчонки на войне… В книге Осипа Спасова под названием «Полыхание», которая является документальной повестью, рассказывается о подвигах бойцов МПВО, в числе которых была и Нина Николаевна Морозова.  Жестокостям немцев не было предела: «В первые дни артобстрелов немцы закидали снарядами все здания, над которыми развевались белые флаги с красными крестами. Одно слово – нелюди. Разбомбили детский садик. Разрушили больницу. Казарму сандружинниц тоже разбомбили, сожгли». Скоро жители г. Колпино и несшие службу бойцы МПВО научились по звуку узнавать, где рвутся снаряды. Туда срочно выезжала аварийная команда.

3 января 1942 году Нина Николаевна получила страшное  известие о том, что погиб её старший брат Дмитрий. В своём интервью правнучка Н.Н. Морозовой Ольга Викторовна Кирюшина рассказывает: «Где похоронен Дмитрий – неизвестно, а младший брат Николай погиб при бомбёжке в Колпине в 1943 году и похоронен в общей могиле на Балканском кладбище.

2.4. Блокадная школа

Несмотря на эвакуацию, в Колпине ещё оставалось значительное количество детей школьного возраста. 27 апреля 1942 года вышло постановление райисполкома об открытии школы для осиротевших детей. Занятия начались 3 мая в здании школы № 400 (пр. Ленина, д.5).  «С 1 июля 1942 года приказом РОНО учебные занятия в школе были прекращены. Ученики 6-9 классов под руководством учителей Л.В. Великой и С.В. Луговой были направлены в подсобное хозяйство Колпинторга, где пололи и ухаживали за овощами, помогали убирать урожай для города-фронта. Летом 1942 года большинство учеников и учителей были эвакуированы. 1 сентября в школе продолжили учёбу 18 ребят, а уже к весне следующего года было 43 ученика». Директором дневной блокадной школы назначили Александру Андреевну Новосельскую, которая по совместительству была ещё и заведующим РОНО.

Учителя: С.В. Луговая, М.В. Балихина (Каширина), В.В. Сашонко и другие вели занятия по программе предыдущего года обучения. Но жизнь вносила свои изменения. Так, на уроках математики учащиеся считали на счётах, учились заполнять ведомости заработной платы, готовили статистические отчёты; на занятиях по русскому языку учились составлять деловые бумаги; на уроках ботаники подробно изучали особенности различных растений, которые можно было употребить в пищу. Кроме того, занимались заготовкой дров, разбирали разрушенные дома, оказывали помощь нуждающимся людям. Ребят учили науке выживания.

С 3 декабря 1942 года Н.Н. Морозова была отозвана Колпинским РОНО из рядов МПВО для организации работы вечерней школы рабочей молодежи и была назначена её директором. Благодаря стараниям учителей в начале декабря первые ученики вечерней школы сели за парты, несмотря на то, что днём стояли у станков, заменив, ушедших на фронт, старших братьев и отцов. Школа разместилась в том же здании, что и дневная школа для детей. Колпинцы называли эту школу «блокадной». Это название сохранилось на многие годы.

Занятия проходили в здании дневной школы по адресу: проспект Ленина, дом 5. Нина Николаевна была директором вечерней школы рабочей молодёжи до 1944 года. Преподавателей не хватало, приходилось приглашать специалистов с Ижорского завода. Одним из них был А.Н. Баранов, главный конструктор Ижорского завода. Он преподавал в блокадной школе математику.

Учителя, несмотря на тяжёлое положение, голод, холод, бомбёжки пытались скрасить детство маленьких колпинцев. Они организовывали праздники, составляли программы концертов, с которыми выступали в госпиталях, выпускали стенгазету «Школа на фронте». Перед Новым годом украсили помещение снежинками из бумаги и самодельными игрушками. А к Новому 1943 году дети получили подарки с Большой земли. К новогодней елке 1943 года дети получили подарки с Большой земли – с севера и с юга - по два крошечных мандарина и по коробочке с клюквой, обсыпанной сахаром. «И всегда с нами были учителя, у которых родные были на фронте, погибали или пропадали без вести. Голодные, больные, они опекали нас, рассказывали смешные истории из довоенной жизни, старались приободрить и облегчить нашу участь. Несмотря на все трудности, дети учились хорошо» - вспоминала А.И. Балясина. 

В блокадной школе работала библиотека, заведующим которой была назначена преподаватель математики К.В. Тимофеева. В одном здании обучались дети-школьники и трудящаяся молодёжь. В 1944 году Нина Николаевна Морозова вступила в ряды КПСС.

 В школьном музее хранится старая фотография. На ней - первый выпуск десятиклассников Нины Николаевны, который состоялся в мае 1944 года. Учителя и выпускники, их было всего 7 человек… В нижнем ряду крайняя слева – Нина Николаевна Морозова. В числе выпускников – Николай Красильников, ставший спустя десятилетия после войны профессором. В 1943 году ленинградский поэт Владимир Лифшиц напишет о колпинской блокадной школе пронзительное стихотворение:

«Как  зачарованный, сегодня класс притих,

Ведёт наставница в извозчичьем тулупе

Воспитанников колпинских своих

Вслед за указкою – по знойной Гваделупе.

Но вот звонок звенит над головой,

И, заложив цветные промокашки,

Выходят школьники, чтоб поиграть в пятнашки

В двух километрах от передовой».

К этому времени произошли большие изменения на фронтах Великой Отечественной.  В январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 27 января 1944 года она была полностью снята. Ещё шли бои на фронтах, а колпинцы уже засыпали воронки, принялись за восстановление зданий, в том числе школ, очистку улиц города. Записи о работе в 1944 году по восстановлению родной школы есть в личной книжке участника восстановления городского хозяйства Н.Н. Морозовой. И учителя, и ученики приняли активное участие в ремонте средней школы № 402. На восстановительных работах успешно трудились учителя – Н.Н. Морозова, С.В. Луговая, М.В. Каширина (Балихина), А.А. Новосельская, В.В. Севастьянова,  и с 1 сентября  наша школа вновь начала свою работу.

2.Возвращение к мирной жизни

3.1. Школа – родной дом

В Колпино постепенно возвращались из эвакуации учителя и учащиеся. Многие из них, потеряв свои дома, размещались в зданиях школ №№ 399, 400, 401, 402. С 1944 года в СССР в городах вводится раздельное мужское и женское обучение. В 1944-1945 учебном году в здании школы на улице Стахановской, дом 14,  одновременно работали: на втором этаже - мужская 402 школа, директор П.В. Подольский, а на третьем этаже - женская школа № 400, директор Т.В. Горбылёва .

С 1946 года после ремонта  начали работу и  другие учебные заведения Колпина. Средняя школа №402 целиком заняла здание на Стахановской улице, и директором мужской средней школы № 402 в этот период вплоть до 1953 года была А.А. Новосельская. И все эти годы в стенах родной школы бессменно трудилась учителем русского языка и литературы Нина Николаевна Морозова.

 Учителя работали творчески, с подъёмом, сохраняя и приумножая традиции довоенной школы. Закалённые трудностями Великой Отечественной войны в школу вернулись учителя-мужчины: Г.Е. Каширин -учитель математики, Ю.С. Генкин - учитель черчения и рисования, И.Т. Жёлудев - учитель географии, К.И. Николаев - учитель математики, Р.В. Плинер - учитель физкультуры и трудового обучения, Н.А. Бердин – учитель истории, Г.П. Локотков - учитель физики, К.Н. Захаров - военрук, С.И. Попиков - учитель физкультуры.

Нина Николаевна вспоминала, что «малообеспеченным семьям по линии всеобуча выдавались ордера на приобретение одежды и обуви для детей, оказывалась материальная помощь. Нуждающиеся ученики получали бесплатное питание». Работать в мужской школе было непросто. Но женщины-учительницы, прошедшие суровую школу войны и блокады, успешно справлялись с поставленными перед ними задачами. Дисциплина на уроках и переменах была железная, но, тем не менее, учителя всегда оказывали поддержку и помощь детям, занимались дополнительно после уроков, помогали тем,  кто отстал в учебе за годы войны. Всё свое свободное время Нина Николаевна проводила в школе. Своих детей у неё не было. В 1947 году она привезла из Ленинграда племянницу Нелли, и всю свою последующую жизнь она помогала ей, её семье в воспитании детей, внуков и даже правнуков, была заботливым человеком для всех своих родных. О.В. Кирюшина, правнучка Н.Н. Морозовой, подарила школьному музею некоторые фотографии из семейного архива и рассказала мне в своём интервью: «Помню свою прабабушку (бабушку Нину, как я её называла), с раннего детства. Как любила оставаться у неё ночевать, и мы не ложились спать допоздна, проверяя школьные тетради… Какое для меня тогда это было удовольствие!

Как она брала меня в школу, а я чувствовала себя, как-будто во дворце, гуляя по длинным школьным коридорам, заглядывая в просторные светлые классы. В старших классах бабушка учила меня правильно писать сочинения, очерки, эссе. При поступлении в РГПУ им. А.И. Герцена на вступительных экзаменах я получила высший балл за сочинение, за что, конечно, была очень благодарна своей бабушке Нине».

В Колпине Нина Николаевна длительное время проживала в коммунальных квартирах, сначала на ул. Карла Маркса, затем на улице Культуры, и лишь в 1989 году получила отдельную квартиру на Московской улице, в которой, как всегда, дружно собирались её родные, друзья, ученики.

В стране происходили большие перемены. Они коснулись и народного образования.  С 1 сентября 1954 года обучение в школах стало совместным. Учеников с каждым годом становилось всё больше и больше, помещений не хватало, школа работала в две смены. Последний выпуск в этом здании на Стахановской улице, дом 14 был сделан в 1961 году.

В 1962 году школа поменяла свой адрес и переехала в новое здание на улице Тверская, дом 18, вместе с педагогическим коллективом и учащимися, оставаясь средней школой. В 1961 году в ряде школ было введено производственное обучение. И школа № 402, оставаясь старейшей в Колпине, стала  средней школой с производственным обучением. Учителям пришлось нелегко. Они контролировали не только учёбу в школе, но и  занятия в цехах Ижорского завода и на других предприятиях.  

Педагогический коллектив по-прежнему отличался сплочённостью, чувством ответственности, и старшее поколение не отставало от молодёжи.  И так было во всём. Нина Николаевна проводила Ленинские уроки, принимала Ленинский зачёт у комсомольцев школы, была членом комиссии по политической аттестации старшеклассников и являлась постоянным ассистентом экзаменационной комиссии по русскому языку и литературе в десятых классах.

За годы работы в средней школе № 402 с 1944 по 1966 годы Нина Николаевна Морозова сделала шесть выпусков, была классным руководителем и гордилась тем, что её выпускники - достойные граждане страны, кем бы они ни работали, и где бы ни жили.

3.2. Участие в общественной жизни

 Нина Николаевна всегда была в центре событий. Она отличалась строгостью, но была справедлива. За это её уважали. Поэтому, спустя годы, встречаясь на вечерах, бывшие её ученики благодарили за знания, полученные в школе, за помощь, за проявление инициативы в организации встреч бывших одноклассников. Все годы работы в школе Нина Николаевна отличалась принципиальностью, выступала на партийных собраниях с гражданских позиций, часто писала протоколы этих собраний, добросовестно выполняла общественные поручения. «Она возглавляла профсоюзный комитет школы, руководила методическим объединением учителей русского языка и литературы, принимала активное участие в выборных кампаниях, как агитатор и как член избирательной комиссии, поддерживала любые полезные начинания», - вспоминает учитель школы Г.И. Сулягина. Благодаря Нине Николаевне школьники стали собирать материалы по истории школы, воспоминания учителей, старые фотографии тех, кто уже был на пенсии, но связи со школой не терял. Добросовестная и трудолюбивая, она воспитывала эти качества и в своих учениках. Она выступала перед учащимися на классных часах, на уроках Мужества, посещала собрания педагогического коллектива, торжественные линейки 1 сентября и «Последнего звонка», линейки, посвящённые Дню пионерии, была в курсе школьных дел. Бывшие директора: Т.В. Горбылёва, А.А. Новосельская, В.С. Гормакова, с которыми работала Н.Н. Морозова, добрым словом вспоминали совместную работу, ответственность за порученное дело и прочные знания, которые она давала своим ученикам.

В 1966 году она вышла на пенсию, но по-прежнему была активным, любознательным, интересующимся жизнью страны и родного города человеком. Н.Н. Морозова принимала участие в деятельности Совета ветеранов 212 Отдельной роты МПВО, встречалась с учителями родной школы, ездила на экскурсии по местам воинской славы.

Нина Николаевна была награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», «В память 250-летия Ленинграда», «Ветеран труда», юбилейными медалями:  «60 лет Вооружённых Сил СССР»,  «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  а в 1950 году - орденом «Знак Почёта». Но самой  дорогой, святой для себя считала медаль «За оборону Ленинграда». За активное участие в проведении мероприятий в системе гражданской обороны Н.Н. Морозова награждена нагрудным знаком «Отличник гражданской обороны». В 1968 году Н.Н. Морозову наградили Почётной грамотой, как первого директора вечерней блокадной школы рабочей молодёжи, в честь 25-летнего юбилея со дня её открытия.

3. Вспоминая Нину Николаевну Морозову

Нет уже давно в живых Нины Николаевны Морозовой и других ветеранов–учителей, но именно они стали зачинателями поиска материалов, фотографий, различных документов о средней школе № 402, её учениках и учителях. Спасибо им за эту инициативу, ведь все документы  собирались не один десяток лет. Именно это позволило оформить в школьном музее  «Из истории гимназии №402» интересную экспозицию, а нам, современным школьникам, обращаться к старым документам, фотографиям и писать интересные исследовательские работы из прошлого родной школы. А экскурсоводы получили возможность рассказывать о ветеранах-педагогах, используя малоизвестные материалы архива школьного музея.

Добрым словом о Нине Николаевне не раз отзывались её коллеги–учителя. Евгения Фёдоровна Яновская, председатель Совета ветеранов педагогического труда Колпинского района, много лет знавшая  Нину Николаевну, поздравляя её с восьмидесятилетием, написала: «…она была честным и принципиальным человеком, без остатка отдавала себя детям. Старалась приобщить своих учеников к нашей литературе, подружить их с замечательными героями великих мастеров художественного слова, а в послевоенные годы немало сил и щедрого сердца приложила для создания в средней школе №402 Зала боевой славы 212 отдельной роты МПВО».

Являясь классным руководителем, Н.Н. Морозова помогала ребятам в выборе жизненного пути, была в курсе  их дел, знала  об учёбе и семейных делах. Они поздравляли её с днём рождения, с праздниками и не раз тёплыми словами вспоминали школьные годы.

Особенно её бывшие воспитанники были благодарны ей за инициативу в организации вечеров встреч. Кирюшина Ольга Викторовна, правнучка Нины Николаевны, вспоминает, что «…дома  у бабушки Нины часто можно было встретить её бывших выпускников».

Н.Н. Морозова внесла большой вклад в создание музея педагогической памяти Колпинского района в 446 гимназии. Архивариус музея педагогической памяти Н.Н. Махровская отмечала: «У неё было много друзей, и все, кто повстречался с этим замечательным человеком, запомнили её энергичной труженицей, неунывающей подругой, гостеприимной хозяйкой. Она сохраняла удивительную живость ума, жадный интерес к жизни, великолепную память».

Умерла Нина Николаевна 20 июля 2003 года на 94 году жизни… Она похоронена на Колпинском кладбище. Вместе с О.В. Кирюшиной мне удалось побывать на могиле Н.Н. Морозовой, возложить цветы.

В памяти друзей она навсегда останется жизнерадостным, энергичным, строгим, но справедливым человеком и педагогом.

Заключение

В ходе поиска и исследования мне удалось получить новые исторические знания о жизненном пути Морозовой Нины Николаевны. Я более подробно ознакомился с её довоенной биографией, узнал о её детстве, членах семьи, о её учёбе в школе. И удостоверение об окончании ею Борисоглебской Единой трудовой школы второй степени № 2 стало драгоценным приобретением для школьного музея! Кроме того, из воспоминаний её учеников можно видеть, какую помощь Нина Николаевна, как учитель, и как директор вечерней школы рабочей молодёжи оказывала детям блокадного Колпина. Из интервью с правнучкой, О.В. Кирюшиной я узнал, что война не обошла стороной их семью. Два брата Н.Н. Морозовой, Дмитрий и Николай, погибли под г. Колпино и похоронены в колпинской земле. Некоторые семейные фотографии, которыми поделились её родственники, блокадный дневник Нины Николаевны с пожелтевшими страничками тоже стали достоянием нашего музея.

Я смог более подробно узнать о блокадном периоде её жизни, выяснил, какие функции выполняла Нина Николаевна, будучи бойцом 212 отдельной роты МПВО. Некоторые страницы её биографии стали для меня откровением, особенно это касается  её блокадных воспоминаний. А с какой болью в сердце Нина Николаевна писала о гибели брата  Дмитрия! Я более глубоко стал осознавать, что такое война, блокада… Интересными и полезными для меня стали сведения о работе «блокадной» школы и жизни маленьких колпинцев в то время. Читая воспоминания, я был поражён тем, как быстро взрослели дети войны! Благодаря поиску мне удалось составить  экскурсию о Н.Н. Морозовой, которая пополнила материалы школьного музея.

С  ещё одним малоизвестным направлением  в исследовательской работе я познакомился впервые – это поиск материалов и составление запросов в различные организации, которые, опираясь на материалы архивов своих учреждений, могли бы помочь в предоставлении новых сведений о моей героине. Получив ответ на запрос сотрудников школьного музея в отдел регистрационного учета ГУ ЖА Колпинского района (см. приложение 1, илл.61), мы выяснили места проживания Н.Н. Морозовой в Колпине с 1939 по 2003 гг. Я очень благодарен Татьяне Николаевне Поповой, начальнику отдела  документации ВГПУ, которая нашла журнал регистрации выданных дипломов, где есть запись о выдаче диплома Морозовой Нине Николаевне за номером 439713. На остальные запросы ответы ещё не получены.

Конечно, я испытывал определённые трудности, так как литературных трудов, посвящённых Н.Н. Морозовой, практически нет. Но то, что я смог найти, обобщить, безусловно, обогатит фонды нашего школьного музея, и ещё одна страница истории нашей гимназии станет доступной тем, кто сегодня в ней учится. Благодаря всем находкам удалось пополнить список экскурсий об учителях нашей школы.

При написании исследовательской работы я сумел ознакомиться с новыми источниками, материалами и документами, которые легли в её основу.

Рассказы людей, которые знали Нину Николаевну, её воспоминания, автобиография,  а также воспоминания её коллег, сделали мою работу более полной. Мне удалось познакомиться с Кирюшиной Ольгой Викторовной, правнучкой Нины Николаевны, она очень благодарна прабабушке за то, что та помогла ей в выборе будущей профессии. В своём интервью Ольга Викторовна рассказала, что «…бабушкино особое внимание и забота, наверное, и привели к тому, что я решила посвятить жизнь учительству».

Кроме того, я приобрёл дополнительный опыт в работе с архивными документами и литературными источниками. Большую помощь мне оказали сотрудники школьного музея при работе в архиве гимназии. Под их руководством я смог ознакомиться с такими документами, как книга учёта движения трудовых книжек, книги приказов по школе и личный листок по учету кадров. Опыт, приобретённый при написании данной работы, поможет мне в будущем. Задачи, которые я ставил перед собой, выполнены.

Говорят, у войны не женское лицо. Но Великая Отечественная война доказала обратное. И моя особая благодарность и низкий поклон женщинам, через молодость и судьбу которых прошла война. Они в годину испытаний, проявляя такие замечательные человеческие качества, как мужество и стойкость, преданность Отчизне, не растратили душевную щедрость и теплоту, женственность и милосердие. Доказательством тому служит биография Нины Николаевны Морозовой.

#Великая Отечественная война #олимпиада #краеведение

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».