Гусар и танцовщица

Событие исключительное: жалоба на лейб-гусара Александра Мирковича, сына героя Отечественной войны 1812 года полковника А. Я. Мирковича, пользовавшегося расположением императора, дошла до самого Николая I. С нею к царю обратилась в августе 1852 года мать танцовщицы Императорских театров Пелагеи Ивановны Шульгиной. Документы сохранились в фондах Российского государственного исторического архива.

Гусар и танцовщица | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

В прошении говорилось, что штаб-ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка Александр Миркович «вошел в дом к ней под личиной любви к ее дочери, обольстил ее ложными обещаниями вступить с нею в брак и, достигнув своей цели, покинул, намереваясь жениться на дочери действительного статского советника». Авдотья Шульгина настаивала, чтобы 24-летний гусар «загладил свой проступок» законным браком с 23-летней Пелагеей.

Мать танцовщицы Авдотья Авдеевна состояла «прислугой к уборным комнатам» Александринского театра, а затем, «по способности к женскому портному мастерству», была переведена в театральный гардероб, где шила костюмы и одевала актрис перед выходом на сцену. Отец, крепостной крестьянин, отпущенный на волю помещиками Апраксиными, служил музыкантом московских Императорских театров.

Сама Пелагея в возрасте шестнадцати лет поступила в театральное училище, по окончании которого была зачислена на службу кордебалетной танцовщицей в Императорские театры, что подразумевало отсутствие самостоятельных, отдельных ролей: Пелагея появлялась перед зрителями лишь в составе артистических групп, исполнявших массовые балетные сцены...

Что же касается Александра Мирковича, то он воспитывался в элитной школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую в свое время окончил М. Ю. Лермонтов. С 1847 года служил в лейб-гвардии Гусарском полку, шефом которого был наследник престола будущий император Александр II. Миркович быстро и успешно продвигался по карьерной лестнице. Все это способствовало тому, что история с танцовщицей приобретала весьма щекотливый оборот.

Высочайшее повеление императора, направленное временно командующему Гвардейским и Гренадерским корпусами графу Ф. В. Ридигеру, гласило: потребовать от Мирковича объяснений! Тот заявил, что «не давал артистке Шульгиной обещания жениться на ней». На отзыве Ридигера, предлагавшего начать следствие по жалобе на Мирковича, Николай I собственноручно начертал карандашом: «Оставить, разве Шульгина имеет письменное доказательство данного обещания». Министр императорского двора В. Ф. Адлерберг предложил танцовщице представить документальные свидетельства, «если таковые у нее имеются».

1 сентября 1852 года Пелагея Шульгина подала директору Императорских театров А. М. Гедеонову объяснительную записку, где сообщала, что в письмах к ней гусара Мирковича часто повторялось «клятвенное обещание жениться». По словам Пелагеи, она даже возила эти письма к управляющему Третьим отделением Л. В. Дубельту, «который их читал». Однако в дальнейшем бумаги были отданы некоему лицу, помогавшему в составлении «всеподданнейшего прошения», после чего они были утрачены. Представить иные доказательства своей правоты танцовщица не смогла. Дело «по жалобе на лейб-гусара Мирковича» закрыли...

Судьба Пелагеи Шульгиной сложилась печально. Замуж она так и не вышла. Дожила до 34 лет и скончалась 27 октября 1863 года после тяжелой болезни легких. Похоронили ее на Смоленском кладбище. А вот Александр Миркович дожил до глубокой старости. Через пять лет после скандала с Пелагеей он вышел в отставку в чине гвардейского полковника и поселился в родовом имении в Тульской губернии. Женился на потомственной дворянке, в семье были две дочери и два сына. Несколько лет по выбору дворянства служил в уездном суде...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (5700) от 13.05.2016.


Комментарии