Гуляем вокруг Морского вокзала и разбираемся - в чем уникальность этого здания
К числу зданий со шпилями, которые формируют облик нашего города наряду с Адмиралтейством и Петропавловским собором, несомненно, относится и Морской вокзал. 27 марта 1983 года к его причальной стенке первым подошел теплоход «Клавдия Еланская» из Мурманского пароходства.
Шпиль Морского вокзала на шесть метров выше шпиля Адмиралтейства / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Идея строительства Морского вокзала как доминанты в приморской панораме города была заложена в Генеральном плане развития Ленинграда 1948 года. Ее автором был главный архитектор города Николай Баранов. Морской вокзал на берегу Галерной гавани должен был стать одним из центральных звеньев Морского фасада.
Первые варианты такого сооружения были представлены в 1960 году на конкурсе, в котором приняли участие 19 авторских коллективов. Победителя не оказалось, однако предпочтение было отдано проекту института ЛенморНИИпроект. Правда, предложенное им здание своим силуэтом напоминало гигантское седло. Все 1960‑е годы институт пытался найти более приемлемое архитектурное решение, но так и не смог.
В 1971 году заказ на сооружение, которое решили усложнить, добавив гостиницу и зону приема паромов с автомобилями, передали 12‑й мастерской ЛенНИИпроекта — она занималась созданием архитектурного облика всей западной части Васильевского острова. В июле 1973 года руководитель этой мастерской Виталий Сохин представил технический проект вокзала с гостиницей на рассмотрение Градостроительного совета и Ленинградского отделения Союза архитекторов. Именно в этот момент родилась идея оформления здания навесными панелями, похожими на паруса.
Народный архитектор СССР Игорь Фомин, председатель экспертной комиссии проекта, обобщил мнение комиссии и всего совета: «Удачей авторского коллектива является образное решение этого сооружения».
Однако Госгражданстрой, заместителем председателя которого являлся тогда Николай Баранов, резко возражал против применения «парусов» и требовал «полностью переработать фасады, отказавшись от ложных, не свойственных архитектурным традициям Ленинграда «парусообразных» элементов, которые никогда не применялись в облике многочисленных шедевров архитектуры города (Адмиралтейство, Биржа, Таможня и др.), построенных во времена развития парусного флота».
Кроме того, споры касались и расположения вокзала. На всех обсуждениях и главный архитектор Ленинграда Геннадий Булдаков, и предыдущий глава 12‑й мастерской ЛенНИИпроекта Сергей Евдокимов единодушно высказывались за то, что здание не должно замыкать собой Большой проспект. Он должен выходить на простор моря, а сооружение со шпилем — находиться рядом и работать на панораму Морского фасада.
В ходе дискуссий было проведено еще два конкурса, в результате которых победу снова одержал проект с «парусами», разработанный Виталием Сохиным. Изменилось лишь расположение башни: изначально Сохин ставил ее отдельно. Теперь она стала частью здания.
Строительство Морского вокзала было начато в 1977 году силами управления 308‑го треста «Севзаптрансстрой», а 30 декабря 1982 года он был принят в эксплуатацию. Под основание здания было вбито 758 24‑метровых свай. Само здание — это железобетонный каркас из нетиповых колонн и балок. Все детали изготавливали на заводе в Тосно и затем на специальном большегрузном транспорте перевозили на площадку.
Главный отличительный элемент фасада — криволинейные алюминиевые панели в форме парусов, смонтированные в четыре яруса. Их общий вес — 230 тонн. И эти «паруса» имеют конкретные функции — они служат ограждениями балконов, а нижний большой «парус» технического этажа скрывает воздухозаборы вокзала.
Завершает здание ромбовидный шпиль, облицованный титановыми листами. Он начинается на отметке 34 метра, а заканчивается на высоте 78 метров. Его венчает глобус с тремя орбитами, а на них — миниатюрная трехпарусная каравелла. Общий вес шпиля — 25 тонн.
Авторы композиции шпиля — сам Сохин и художник Александр Пендюрин. Кстати, он был вахтенным офицером, но его всегда тянуло к декоративно-прикладному искусству, поэтому после военно-морского училища он поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной. Друзья про него говорили, что он «моряк с душой художника».
Шпиль был изготовлен Канонерским судоремонтным заводом, этому предшествовали предварительные испытания модели на прочность в аэродинамической трубе.
Морской вокзал во многом уникален. Это первое в нашей стране здание, изначально приспособленное под прием крупных лайнеров, предназначенных для перевозки автомобилей и пассажиров. Необычно использование пандуса для подъезжающих машин, а также изящной эстакады вдоль здания вокзала, по которой автомобили выезжали с кораблей. И, конечно, трудно переоценить роль шпиля: он во многом создает образ и продолжает городскую традицию.
Здание было отмечено Государственной премией. Ее в 1984 году получили архитектор Сохин, его коллеги — конструктор Александр Нелипа, инженер Жорес Лейв и управляющий трестом «Севзаптрансстрой» Александр Федорович.
Постройку высоко оценили коллеги-архитекторы и искусствоведы. Выделяли ее «впечатляющий художественный образ», подчеркивали, что это «не просто архитектурная новинка и не только архитектурный символ времени, а произведение искусства».
К сожалению, территория, на которой построено здание, не позволяет принимать больше трех-четырех океанских лайнеров одновременно. На это еще в 1973 году указывал заказчик строительства — отдел строительства «Ленморторгпорта». В 2007 году была представлена концепция развития этого участка. Она предусматривала снос существующего здания и строительство офисного центра, но большинство членов Градостроительного совета ее отвергли. Сегодня здание продолжает использоваться в качестве вокзала и как офисно-гостиничный корпус.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (7703) от 12.07.2024 под заголовком «Под парусами».
Комментарии