Главная городская газета

«Гроза» в Шереметевском

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
«Гроза» в Шереметевском | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В наш город вернулась чудо-виолончель «Гроза», творение «русского Страдивари» Анатолия Ивановича Лемана. О мастере и его шедевре мне не раз приходилось рассказывать на полосе «Наследие» («Инструмент, молчавший полвека» от 12 августа 2016 г., «Два автографа на одном портрете» от 5 мая 2017 г.).

Драгоценный инструмент, тщательно упакованный в старинный черный многоугольный футляр, под двумя пломбами, в сопровождении вооруженной охраны доставили из Москвы в Музей музыки в Шереметевском дворце на Фонтанке.

Виолончель оказалась в совершенно идеальной сохранности. Нужно лишь заменить старые, советского времени, струны - и можно играть в великолепном Белом концертном зале дворца. Правда, в договоре о приеме экспоната на временное хранение оговаривалось только экспонирование инструмента. Но когда его владельцы осмотрели дворец, то пожелали изменить соглашение, чтобы «Гроза» смогла зазвучать в старинных стенах.

Напомню, Леман с 1900-го по 1913 год изготовил около 250 скрипок и 14 виолончелей. У него были две мастерские: зимняя - в Петербурге, летняя - в дачной Стрельне. Два года трудился мастер над разгадкой акустики виолончели. Инструмент с найденными идеальными толщинами дек он назвал «Грозой». Леман предназначал ее для петербургского квартета из своих инструментов, но, нуждаясь в средствах, продал «Грозу» в 1912 году меценату из Севастополя, зашифровав благотворителя в своей книге под инициалами «И. Н. Г.».

Только в прошлом году стало известно, что под ними «скрывался» Иван Николаевич Гороховцев. Именно он приобрел у Лемана два уникальных инструмента для своих сыновей: для Олега - скрипку «Этна», для Игоря - виолончель «Грозу». Но недолго им довелось наслаждаться игрой на удивительных инструментах. В 1920 году, после установления в Крыму советской власти, они, как бывшие, стали «лишенцами». Наступили трудные времена, приходилось продавать имущество. Со скрипкой расстались, но виолончель «Грозу» все-таки сберегли.

В 1936 году Игорь Гороховцев окончил Ленинградскую консерваторию по классу виолончели. Работал в оркестрах Ереванской оперы, в симфонических оркестрах Йошкар-Олы, Свердловска, Сухуми и Риги. После его смерти в 1979 году вдова распродала все его музыкальные инструменты, кроме знаменитой семейной реликвии - «Грозы». Теперь же на семейном совете потомков мецената было решено передать инструмент государству. Эксперты московского Музея им. Глинки высоко оценили его сохранность, но не нашлось денег для приобретения.

Глава Стрельны Валерий Беленков, основываясь на исторической справке о виолончели «Гроза», подготовленной стрельнинскими краеведами, обратился в Министерство культуры России, предложив до выкупа виолончели у владельцев временно показать ее в Петербурге. Договор между Музеем музыки и хозяином шедевра подписан на год, за который необходимо найти спонсоров, которые приобрели бы виолончель для северной столицы. Иначе это будет только «посещение» родного города.

В Музее музыки уже хранятся три инструмента Лемана: скрипки «Соловей» и «Соловушко» и альт «Руслан». Теперь появилась и виолончель «Гроза». Полный комплект квартета из инструментов «русского Страдивари», как того и желал великий мастер 100 лет тому назад.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook