Готика на Песках. История шестиэтажного дома на 8-й Советской
Уже издалека взгляд к этому шестиэтажному дому (8-я Советская ул., 47) притягивают две глубокие трехарочные «готические» лоджии на уровне мансарды. Подойдя ближе, можно заметить, что с третьего по пятый этаж фасад здания объединен ложной аркадой, опирающейся на тончайшие колонны, собранные в «пучки». Ни дать ни взять вывернутый наизнанку интерьер готического собора!..
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Прежде на этом участке находились непритязательные деревянные постройки, возведенные в 1874 году крестьянином Ямбургского уезда Александром Сойкиным. Его сын Александр развернул в столице торговлю лошадьми, затем хозяйство досталось его вдове Екатерине Семеновне, которая в мае 1911 года (возможно, на средства, вырученные от продажи бизнеса мужа) начала здесь строительство «готического» дома.
Проект составил гражданский инженер Владимир ейне, автор нескольких петербургских доходных домов, среди которых дом Сойкиной, пожалуй, наиболее яркий и запоминающийся. Готические мотивы, едва намеченные в чертежах, сполна раскрылись в ходе строительства и захватили не только фасад, но и интерьеры. Потолок парадного прочерчен традиционными для готики ребрами-нервюрами, из геометризированных готических узоров составлен рисунок лестничных ограждений, контуры стрельчатых арок наложены на дверные панели.
Вдова не дождалась окончания строительства. Уже в год его начала домовладение перешло к некоему Сергею Осипову, а не позже октября 1912 года хозяином стал герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский, правнук императора Николая I. Через своего доверенного он немедленно подал прошение о получении денежной ссуды под залог дома, но получил отказ: произвести оценку новостройки в октябре не получилось «по незаконченности работ».
Однако дом был сдан в эксплуатацию в ноябре того же года. Полуподвальный этаж заняли магазины (торговля ведется здесь и в наши дни), на первых четырех этажах разместились комфортабельные квартиры, верхние этажи и мансарда были нарезаны на «отдельные комнаты с фаянсовыми умывальниками», у которых были общие кухня и ванна с ватерклозетом. Впрочем, верхние жильцы ощущали свой невысокий статус лишь внутри своих жилищ: поднимались они по общей парадной лестнице или на общем же для всех жильцов лифте.
В начале июля 1913 года в доме случилась беда: от искры в дымоходе загорелись чердачные перекрытия. Пожарные дом отстояли, но сами едва не погибли. Они пытались добраться до очага возгорания на лифте. На половине пути он остановился, огнеборцы успели выйти из кабины, после чего раздался страшный треск, и она с грохотом рухнула...
В 1914 году в доме герцога Лейхтенбергского поселился литератор, журналист, мичман Александр Алексеевич Гринберг (Морской), заведовавший издательским отделом Скобелевского комитета для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам. Эта благотворительная организация, учрежденная еще во время Русско-японской войны, получила новый импульс с началом Первой мировой. Возглавляемый Гринбергом отдел выпускал, в частности, открытки («открытые письма») с художественными цветными изображениями, продававшиеся по 10 копеек. Почетными членами Скобелевского комитета состояли председатели Совета министров П. А. Столыпин и В. Н. Коковцов, военные министры В. А. Сухомлинов и А. А. Поливанов, последний министр императорского двора граф В. Б. Фредерикс.
После 1917 года Александр Гринберг эмигрировал в Париж, где был редактором-издателем журнала «Кинотворчество», сотрудничал с журналом «Иллюстрированная Россия», газетами «Возрождение» и «Россия».
После Великой Отечественной войны в мансарде этого дома поселилась пережившая блокаду Тамара Николаевна Беспалова-Михалева – живописец, работавшая с 1931 года на Ленинградском фарфоровом заводе. На Всемирной выставке в Париже 1937 года ее работы были удостоены серебряной медали. Ее излюбленные мотивы – сюжеты русских сказок, растительный орнамент, хотя есть в ее творчестве и революционные сюжеты: сервиз «Конница Буденного».
Бывший дом герцога Лейхтенбергского до наших дней сохранил в первозданном виде не только свое лицо, но и брандмауэры. В советское время эти глухие противопожарные стены дома не были прорублены окнами, к ним ничего не пристроили, и сейчас мы можем лицезреть в первоначальном виде эту, по словам историка архитектуры Бориса Кирикова, «нелепую изнанку застройки», обладающую, однако, «своеобычной брутальной экспрессией» и добавляющую в петербургский городской ландшафт «могучий эмоциональный заряд».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (6972) от 23.07.2021 под заголовком «Готика на Песках».
Комментарии