Главная городская газета

Готическая рапсодия

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Готическая рапсодия | Многим горожанам это здание известно по находившемуся здесь магазину «Стрела» - одному из самых больших гастрономов Ленинграда. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Многим горожанам это здание известно по находившемуся здесь магазину «Стрела» - одному из самых больших гастрономов Ленинграда. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Этот дом-исполин расположен на пересечении прямых как стрела магистралей петербургских Рот - так, напомним, с начала правления Николая I называли район Измайловского проспекта и прилегающих улиц. Рукой подать до Обводного канала, недолго дойти до Троицкого Измайловского собора. Дом был построен в 1911 - 1912 годах по проекту архитектора Якова Блувштейна для сельскохозяйственного товарищества прибалтийских дворянских имений «Помещик».

Даже сегодня старожилы зовут это здание «домом помещика» - удивительно живучим оказалось старое название. Правда, с годами товарищество превратилось в некоего абстрактного владельца - богатого помещика...

Облик этого сооружения вызывает в памяти здание орсагхаза - парламента Венгрии, строительство которого было завершено в Будапеште в 1904 году. Тот же гигантский купол в окружении ажурной готической аркады, то же богатство устремленного вверх динамичного силуэта. Готические мотивы, берущие исток от средневековых соборов, воспроизведены на доме в Ротах с предельной достоверностью. Здесь и навес-сень, под которым уютно располагается скульптура; и стрельчатые окна; и инфернальные маски, как бы отгоняющие от здания злые силы. Средневековое настроение не покидает и в интерьерах. Отделка дверных панелей и оконных рам, рисунок лестничных ограждений и витражей - все пронизано готикой.

Почему для оформления этого доходного дома, рассчитанного на весьма состоятельных квартиросъемщиков, были избраны ярко выраженные готические мотивы? Искусствоведы отмечают прямое влияние «готического» Дома городских учреждений на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы, построенного по проекту А. Л. Лишневского в 1904 - 1906 годах и находящегося на одной линии с «домом помещика».

Кроме того, прибалтийскому дворянству, объединившемуся в сельскохозяйственное товарищество, наверняка импонировали рыцарские истоки их родов. Не случайно на фасаде дома на Измайловском мы видим элемент герба Эстляндской губернии - три расположенных один над другим леопарда. Этот мотив берет истоки в XIII веке, когда датский король Вальдемар II пожаловал нынешнему Таллину такой герб. Сейчас эти древние леопарды - на гербе Эстонии.

Готическая ностальгия, свойственная дому товарищества «Помещик», сочеталась с ультрасовременными техническими возможностями тогдашнего строительства: использовались бетонитовые камни (пустотелые блоки из бетона) для части стен, разнообразные отделочные материалы, было устроено водяное отопление.

Не обошлось в доме и без новомодного и приносящего немалые барыши развлечения - кинематографа. Сейчас, войдя во двор, мы увидим шестиэтажный флигель, окна нижнего этажа которого кажутся слишком высокими для жилых помещений. А раньше за этими окнами находилось фойе «большого кинематографа с эстрадой для дивертисмента», устроенного здесь в 1915 году. Сейчас и не поверишь, что унылая одноэтажная пристройка ранее играла роль парадного входа в кинематограф, носивший гордое заграничное имя «Астория», - великолепная ротонда, окруженная массивными дорическими колоннами, канула в Лету... Просуществовала здесь «синема» всего несколько лет.

После завершения строительства «дом помещика» заселили люди самых разных профессий. Одним из них был, например, Павел Александрович Маржецкий - артист императорской балетной труппы, солист Мариинского театра, трудившийся и над созданием сценариев балетных спектаклей. После революции он занимался постановкой спектаклей в балетной школе, открытой в 1919 году завсегдатаем Мариинского театра А. Ф. Кларком. Аккомпаниатором там был будущий известный дирижер Евгений Мравинский, а учеником - Николай Черкасов.

Еще одним жильцом этого дома был Азий Вайсбрейт - главный бухгалтер спичечной фабрики «Василий Андреевич Лапшин». «Спичечная империя» крестьянина В. А. Лапшина, созданная им с нуля, была известна и за пределами России - его спички получали медали и дипломы на выставках в Чикаго, Париже, он поставлял свои изделия не только в Европу, но и в Азию и Америку. После смерти основателя его наследники продали дело, но известный бренд сохранился.

Находилось в «доме помещика» и известное в городе ателье Владимира Максимовича Кодлубовича, делавшего «артистические фотографии». Сегодня в социальных сетях нередко появляются старинные фотографии, сделанные в этой мастерской.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook