Готическая рапсодия

Этот дом-исполин расположен на пересечении прямых как стрела магистралей петербургских Рот - так, напомним, с начала правления Николая I называли район Измайловского проспекта и прилегающих улиц. Рукой подать до Обводного канала, недолго дойти до Троицкого Измайловского собора. Дом был построен в 1911 - 1912 годах по проекту архитектора Якова Блувштейна для сельскохозяйственного товарищества прибалтийских дворянских имений «Помещик».

Готическая рапсодия | Многим горожанам это здание известно по находившемуся здесь магазину «Стрела» - одному из самых больших гастрономов Ленинграда. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Многим горожанам это здание известно по находившемуся здесь магазину «Стрела» - одному из самых больших гастрономов Ленинграда. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Даже сегодня старожилы зовут это здание «домом помещика» - удивительно живучим оказалось старое название. Правда, с годами товарищество превратилось в некоего абстрактного владельца - богатого помещика...

Облик этого сооружения вызывает в памяти здание орсагхаза - парламента Венгрии, строительство которого было завершено в Будапеште в 1904 году. Тот же гигантский купол в окружении ажурной готической аркады, то же богатство устремленного вверх динамичного силуэта. Готические мотивы, берущие исток от средневековых соборов, воспроизведены на доме в Ротах с предельной достоверностью. Здесь и навес-сень, под которым уютно располагается скульптура; и стрельчатые окна; и инфернальные маски, как бы отгоняющие от здания злые силы. Средневековое настроение не покидает и в интерьерах. Отделка дверных панелей и оконных рам, рисунок лестничных ограждений и витражей - все пронизано готикой.

Почему для оформления этого доходного дома, рассчитанного на весьма состоятельных квартиросъемщиков, были избраны ярко выраженные готические мотивы? Искусствоведы отмечают прямое влияние «готического» Дома городских учреждений на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы, построенного по проекту А. Л. Лишневского в 1904 - 1906 годах и находящегося на одной линии с «домом помещика».

Кроме того, прибалтийскому дворянству, объединившемуся в сельскохозяйственное товарищество, наверняка импонировали рыцарские истоки их родов. Не случайно на фасаде дома на Измайловском мы видим элемент герба Эстляндской губернии - три расположенных один над другим леопарда. Этот мотив берет истоки в XIII веке, когда датский король Вальдемар II пожаловал нынешнему Таллину такой герб. Сейчас эти древние леопарды - на гербе Эстонии.

Готическая ностальгия, свойственная дому товарищества «Помещик», сочеталась с ультрасовременными техническими возможностями тогдашнего строительства: использовались бетонитовые камни (пустотелые блоки из бетона) для части стен, разнообразные отделочные материалы, было устроено водяное отопление.

Не обошлось в доме и без новомодного и приносящего немалые барыши развлечения - кинематографа. Сейчас, войдя во двор, мы увидим шестиэтажный флигель, окна нижнего этажа которого кажутся слишком высокими для жилых помещений. А раньше за этими окнами находилось фойе «большого кинематографа с эстрадой для дивертисмента», устроенного здесь в 1915 году. Сейчас и не поверишь, что унылая одноэтажная пристройка ранее играла роль парадного входа в кинематограф, носивший гордое заграничное имя «Астория», - великолепная ротонда, окруженная массивными дорическими колоннами, канула в Лету... Просуществовала здесь «синема» всего несколько лет.

После завершения строительства «дом помещика» заселили люди самых разных профессий. Одним из них был, например, Павел Александрович Маржецкий - артист императорской балетной труппы, солист Мариинского театра, трудившийся и над созданием сценариев балетных спектаклей. После революции он занимался постановкой спектаклей в балетной школе, открытой в 1919 году завсегдатаем Мариинского театра А. Ф. Кларком. Аккомпаниатором там был будущий известный дирижер Евгений Мравинский, а учеником - Николай Черкасов.

Еще одним жильцом этого дома был Азий Вайсбрейт - главный бухгалтер спичечной фабрики «Василий Андреевич Лапшин». «Спичечная империя» крестьянина В. А. Лапшина, созданная им с нуля, была известна и за пределами России - его спички получали медали и дипломы на выставках в Чикаго, Париже, он поставлял свои изделия не только в Европу, но и в Азию и Америку. После смерти основателя его наследники продали дело, но известный бренд сохранился.

Находилось в «доме помещика» и известное в городе ателье Владимира Максимовича Кодлубовича, делавшего «артистические фотографии». Сегодня в социальных сетях нередко появляются старинные фотографии, сделанные в этой мастерской.


#прогулки #Измайловский #Красноармейская

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...