erid: 2VtzqvVAvA4

Город и его география. Труд учёного Вадима Покшишевского опередил своё время

Эта книга могла увидеть свет в 1941 году. Она была защищена в качестве диссертации, Ученый совет заявил о желательности ее публикации. Но обстоятельства сложились иначе: автор записался добровольцем в Красную армию, а его рукопись многие десятки лет считалась утраченной. Опубликовать ее удалось только теперь, весной нынешнего года. Научным редактором стал наш собеседник Кирилл СТРАХОВ — президент фонда развития городского самоуправления «1870». Книга «Промышленная география Петербурга» (12+) издана к 80‑летию Великой Победы.

Город и его география. Труд учёного Вадима Покшишевского опередил своё время | Вадим Покшишевский, фото середины 1930‑х гг. В это время он работал в Ленгипрогоре и объездил полстраны, изучая планировку городов./Из фонда ЦГАЛИ СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Вадим Покшишевский, фото середины 1930‑х гг. В это время он работал в Ленгипрогоре и объездил полстраны, изучая планировку городов./Из фонда ЦГАЛИ СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

— Кирилл Александрович, чем же сегодня, спустя восемь десятков лет, столь важна и интересна эта книга?

— Вадим Вячеславович Покшишевский по праву считается классиком советской экономической географии, и его диссертация оказалась прорывной для своего времени, она опередила последующие исследования географов и урбанистов, в том числе зарубежных. Более того, в ней зафиксированы и описаны многие явления и процессы, составляющие мейнстрим современной науки. Рассмотрены формирование транспортного каркаса города, промышленных кластеров, контактных зон, логис­тических цепочек. По существу, Покшишевский стал первооткрывателем этих феноменов.

Москвич по рождению, он с 1931 го­да жил в Ленинграде, сотрудничал с Центральным бюро краеведения, работал в проектных институтах. В 1940 году перешел в НИИ коммунального хозяйства, где работал над вопросами развития водного и трамвайного сообщения, а также районной планировки Ленинграда.

Весной 1941 года он закончил исследование промышленной географии нашего города, и институт представил работу в Педагогический институт имени Герцена в качестве диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. Защита была назначена на 30 июня 1941 года.

— И она состоялась?

— Да, несмотря на начало вой­ны, только защиту передвинули на 26 июня. Вскоре после нее автор диссертации подал заявление о вступлении в ряды Красной армии. Летом и осенью он проходил, как сам писал, «очень суровую курсантскую школу», стал военным топографом. На фронте оказался в начале 1942 года. Участвовал в Любанской операции, под По­гостьем был контужен, получил сильное обморожение, был эвакуирован в госпиталь в Сибирь.

Летом 1942 года Покшишевский был демобилизован по ранению и зачислен в Институт географии Академии наук, находившийся в эвакуации в Алма-Ате. Затем был вновь мобилизован, отправлен в Ташкент, но уже осенью 1943 года по настойчивым просьбам академии отозван в Москву, куда вернулся институт. Вся дальнейшая жизнь ученого была связана со столицей…

После войны он возвращался к ленинградской теме, но сосредоточился на новых направлениях науки: стал основоположником советских демографии, этногеографии, геоурбанистики. В 1984 году ученого не стало. Коллеги помнили о его «ленинградской диссертации», однако никаких следов ее не было.

Когда несколько лет назад мы приступили к поискам рукописи, в тех учреждениях, где она должна была бы храниться — в Российской национальной и Российской государственной библиотеках, Педагогическом университете имени Герцена, — ее не оказалось. Возможно, причиной была неразбериха первых дней войны, кроме того, Покшишевский затрагивал стратегические вопросы размещения промышленности, использовал много карт, а это налагало гриф «ДСП»… К счастью, экземпляр диссертации удалось найти в личном фонде крупного ленинградского географа Олега Константинова в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга.

— Почему именно там?

— Все просто: Олег Аркадьевич был одним из официальных оппонентов Покшишевского на его защите. Кстати, диссертация получила превосходные оценки оппонентов, хотя те и попеняли автору, что заниматься географией дореволюционного Петербурга ему явно интереснее, чем советской индустриализацией.

Работа была абсолютно новаторской: до Покшишевского география как наука занималась преимущественно крупными объектами — материками, странами, регионами. Города рассматривались в этом контексте как точки в системе расселения. Покшишевский первым показал, что городское пространство тоже имеет свою географию, у него есть собственная логика развития. И город можно изучать точно так же, как материк или страну. По существу, он заложил основы геоурбанистики — современной науки, изучающей географию города.

Развитие территориальной структуры города Покшишевский предложил рассматривать сквозь призму размещения промышлен­ности. Он собрал и обработал огромный объем информации — статистической, картографической, справочной, адресной — более чем за двести лет, с момента основания города до индустриализации 1930‑х годов.

— Какие же выводы он сделал?

— Он очень четко показал, что Петербург, основанный как западный форпост России, первоначально имел транспортные связи ­преимущественно с иностранным приграничьем и в несколько меньшей степени — с собственной страной. Недаром экономика Петербурга во многом зависела от импорта: даже уголь из-за границы и доставляли в него быстрее, чем из регионов страны.

Как отмечал Покшишевский, по мере развития связей Петербурга с внутренними регионами менялись функции берегов Невы. Левый все больше работал на внутренний рынок, и, собственно говоря, именно с этим обстоятельством ученый связывал перенос центра города на Адмиралтейскую сторону.

Еще один вывод, сделанный ученым, касался определяющей роли транспорта в развитии Петербурга. Казалось бы, почему в первую очередь жильем застраивались прибрежные участки — самые болотистые, подверженные постоянным наводнениям? Покшишевский показывает, что причина в транспортной логистике: доставка больших объемов строительных материалов была возможна только речным путем, и этот фактор оказался решающим.

С приоритетом речной доставки сырья и топлива в первой половине XIX века связано и формирование прибрежных промышленных ­кластеров: в Чекушах, на Выборгской стороне, на севере Петроградской стороны, вдоль Шлиссельбургского тракта. По тем же причинам новый промышленный район, также приближенный к воде, возник вдоль рукотворного Обводного канала.

Когда с середины XIX века начала развиваться новая транспортная инфраструктура — железные дороги и морской порт, — петербургская промышленность, как отмечает Покшишевский, устремилась на юг, за Обводный канал, где новые транспортные пути стыковались со старыми…

Одно из очень интересных наблюдений ученого: по существу, советская индустрия практически полностью сложилась на основе дореволюционной. Абсолютное большинство предприятий, известных нам как флагманы ленинградской промышленности, были либо непосредственно национализированы после 1917 года, либо обустроены на дореволюционной инфраструктуре.

Также в книге хорошо показано, что город отнюдь не всегда развивался в соответствии с генеральным планом. Экономика зачастую меняла запроектированные модели. На примере ряда магистралей — Чугунной улицы, Палевского проспекта (ныне пр. Елизарова), улицы Розенштейна — он показывает, как уличная сеть «пробивалась» вопреки генплану, в связи с обслуживанием расположенных рядом предприятий.

Любопытно, что многие прогнозы, высказанные ученым, оправдались. Он предполагал дальнейшее развитие промышленных территорий города не только в южном, но в и северном направлении. И, действительно, в 1960‑х годах был разработан детальный план промзоны, которая сегодня известна под именем «Парнас». А индустриальные зоны на окраинах Приморского района возникли в последние десятилетия, и процесс продолжается… Трудно переоценить издание фундаментального труда Покшишевского сегодня, когда Петербург возвращается к стратегии промышленного развития.

Читайте также:

В региональном информагентстве ТАСС состоялась презентация книги «Оттепель» и наследники Гитлера» Бориса Ковалева

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина переведут на четыре индийских языка


#книга #интервью #Вадим Покшишевский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7869) от 18.03.2025 под заголовком «Город и его география».


Комментарии