«Горько!» под грохот снарядов

Это были поистине героические поступки. Те, кто играл свадьбу в блокадном Ленинграде, зачастую не имели праздничных нарядов и обручальных колец, да и пиршественный стол был в большей степени номинальным. Но, несмотря ни на что, царила атмосфера счастья и праздника.

«Горько!» под грохот снарядов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В своих мемуарах «А музы не молчали... Рассказывает актер» солист Театра музкомедии Анатолий Королькевич делился эпизодом, относившимся к декабрю 1941 года: «Новобрачные в блокадном Ленинграде - это было необычайное событие! Это было поэтически-героическое событие! Жизнь шла наперекор всему страшному. Скажите - можно было подождать? Можно было переждать? Нет. Это был вызов врагу. Это был удар по врагу».

Свадебный стол был накрыт по всем правилам мирного времени. Белая скатерть, графины, рюмки, фужеры... Посередине - большое белое блюдо, наполненное... красной свеклой. Потом оказалось, что свекла только сверху, тонким слоем, а под ним турнепс. Хлеба не было, вместо него у каждой тарелки лежала небольшая черная лепешка из дуранды. В бокалах была зеленая жидкость, запах которой напоминал парикмахерскую, - витаминный ликер. На ведро хвойной настойки - два флакона цветочного одеколона. Комнату освещали самодельные коптилки, заправленные керосинной смесью.

«За столом долго не сидели, так как стол был, не в обиду будь сказано хозяевам, в основном бутафорский. Но каждый понимал ситуацию. Завели патефон и стали танцевать. А фашисты делали свое грязное дело. Они посылали снаряд за снарядом, а мы плевали на них и танцевали, пели песни, вспоминали смешные рассказы, веселились, как на свадьбе... до утра!» - вспоминал Королькевич.

Впрочем, документы свидетельствуют, что свадьбы в осажденном Ленинграде не были таким уж редким явлением. По данным комитета по делам загс городского правительства, с 8 сентября 1941 года по 31 декабря 1941 года было зарегистрировано 2223 брака, за 1942 год - 3395, за 1943-й - 8201. А за один только месяц 1944 года, до 27 января, пока Ленинград еще был в блокадном кольце, было сделано 1059 актовых записей о заключении брака.

Все эти сведения собрали старшеклассницы гимназии № 148 имени Сервантеса Варвара Морковина, Екатерина Рылеева и Анна Туркова, которые провели научное исследование под руководством педагога дополнительного образования гимназии Валерии Рылеевой. В прошлом году оно было представлено на ежегодной конференции школьников «Война. Блокада. Ленинград» в Городском дворце творчества юных.

Авторы исследования нашли немало любопытных, но очень характерных эпизодов. Ленинградцы Николай и Людмила Крюковы поженились летом 1943 года, когда город постоянно подвергался обстрелам. Жених, старший лейтенант стрелковой дивизии, получал специальные разрешения у командиров. Девятнадцатилетняя невеста служила бухгалтером, она отпросилась с работы пораньше, чтобы сделать прическу. Парикмахерская была в двух остановках от дома, но обратный путь из нее занял почти три часа - начался очередной налет...

Сергей и Вера Гавриловы сыграли свадьбу 15 ноября 1943 года. У невесты не было ни фаты, ни подвенечного наряда. В загс Октябрьского района на Садовой улице она пришла в розовом платье, сшитом еще к выпускному школьному вечеру. За столом восседала хмурая укутанная женщина. Едва взглянув на молодых людей, спросила фамилии, быстро заполнила свидетельство о браке и тут же без особых эмоций вручила новоиспеченной семье документ.

К вечеру собрались гости. Со стороны жениха были командир корабля, где тот служил, и трое друзей-моряков. Стол наполнили блюда с изысканными по тем временам кушаньями: черным хлебом и консервами с корабля. Самым главным украшением свадебного стола был винегрет. После праздничного ужина завели патефон. Молодежь танцевала под любимые модные в ту пору лирические песни Вадима Козина и Георгия Виноградова...

В блокаду происходили не только свадьбы по гражданскому «канону», но и церковные венчания. Варвара и Александр Фроловы обвенчались 20 июня 1943 года в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. Невеста была главным врачом в тубдиспансере, жених работал в физико-техническом институте.

- Мои родители не могли допустить брака без церковного венчания, - вспоминает Варвара Митрофановна. - Когда мы выходили из церкви после венчания, возле входа стояли мальчишки. Я испугалась, что сейчас они будут дразнить и издеваться. А они, оказывается, специально ждали, чтобы поздравить, и хором прокричали: «По-здрав-ля-ем!».

Александр Фролов в своем дневнике записал, что регистрация брака в загсе ему совершенно не понравилась: казенно, формально, бездушно. А вот венчание прошло так, что тепло и радостно было на душе. А после состоялось домашнее застолье. Чтобы организовать его, участники праздника - все, кто мог, - сдали кровь и получили усиленные пайки. И молодожены тоже...

- Нам, организаторам конференции «Война. Блокада. Ленинград», порой кажется, что вот-вот закончатся сюжеты, и современные школьники перестанут писать исследования, посвященные этой теме. Но каждый новый январь показывает, что это не так, - отмечает методист дворца Ирина Васильева.

С таким же чувством в Аничковом дворце ждут и очередную, уже 17-ю по счету, конференцию «Война. Блокада. Ленинград», которая пройдет 2 февраля.

#свадьба #история #память #блокада

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (6366) от 25.01.2019 под заголовком ««Горько!» под грохот снарядов».


Комментарии